Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДВУЛИКАЯ ЖЕНЩИНА»
(Two-Faced Woman)

США, 1941, 90 мин., ч/б, «MGM»
Режиссер Джордж Кьюкор, сценаристы С. Н. Берман, Салка Виртель и Джордж Оппенгеймер
В ролях Грета Гарбо, Мелвин Дуглас, Констанс Беннетт, Роланд Янг, Роберт Стерлинг, Фрэнсис Карсон

Ларри Блейк, совладелец крупного модного нью-йоркского журнала «Приливы и течения», на зимнем курорте влюбляется в горнолыжного инструктора Карин-независимую, любящую романтику женщину, которой чужды шумные сборища и городские удовольствия. После короткого знакомства он делает ей предложение и они женятся в тот же день. Под влиянием жены Блейк на некоторое время забывает о делах и собирается остаться в горах, чтобы заняться литературным творчеством, а Карин его в этом полностью поддерживает. Однако молодожены не находят общий язык, так как Ларри под влиянием новостей о работе своего журнала настаивает на том, чтобы они жили в Нью-Йорке. Жена отказывается, заявляя что она тоже имеет свое мнение и не хочет подчиняться приказам. Несмотря на взаимную любовь Ларри отправляется к себе, но обещает вернуться, как только разберется с неотложными делами. Однако жизнь в большом городе и издательские дела его захватили, и он не сдерживает своего обещания. Кроме того, он снова начинает встречаться с драматургом Гризельдой Вон, с которой был связан до своей женитьбы. Карин решает вернуть себе мужа, едет в Нью-Йорк, где приобретает дорогие наряды и украшения. Она идет в театр, где репетируется пьеса Вон, которой покровительствует Ларри. Там она видит, что муж о ней не вспоминает и весело общается с Гризельдой. Карин решает уехать к себе обратно, но ее замечает Миллер, партнер мужа по изданию, который знает ее в лицо. Она вынуждена выдать себя за несуществующую сестру-близнеца Катрин-свою полную противоположность по характеру и поведению, что ей успешно удается. Катрин ведет себя весьма фривольно, щеголяет в откровенных нарядах, флиртует с мужчинами, танцует, курит и много пьет шампанского. В ресторане она привлекает внимание Блейка, который заинтересовывается женщиной, так похожей на его жену. Он начинает догадываться, что Катрин-это его преобразившаяся жена, решает подыграть игре, начинает за ней ухаживать и в конце концов даже делает предложение. Для того чтобы развестись с Карин, он настаивает, чтобы они отправились обратно на горнолыжный курорт, где происходит примирение молодоженов, а вымышленная сестра уходит из их жизни…
Является последней картиной в фильмографии актрисы Греты Гарбо, сыгравшей в ней две роли. В этой романтической комедии была предпринята не совсем удачная попытка сделать ее экранный образ более приближенным и современным для американского зрителя. Первоначально фильм должен был выйти в прокат в ноябре 1941 года, но после того как его содержание подверглось порицанию со стороны американских религиозных кругов, в оригинальную версию были внесены изменения. Критика встретила и переработанную версию отрицательно, но, несмотря на распространенное мнение, «Двуликая женщина» не стала коммерческим провалом. Вскоре после выхода комедии по обоюдному согласию многолетний контракт Гарбо с Metro-Goldwyn-Mayer был расторгнут. Актриса намеревалась вернуться в кино с другими проектами, однако они так и не осуществились. После успеха романтической комедии «Ниночка» (1939) режиссера Эрнста Любича с Гретой Гарбо и Мелвином Дугласом в главных ролях, руководство Metro-Goldwyn-Mayer решило развить успех и объединить этих исполнителей еще в одном подобном фильме. Режиссером был назначен Джордж Кьюкор, который ранее снял Гарбо в фильме «Дама с камелиями» (1936), актерская работа в котором многими признается одной из лучших в ее карьере. Констанс Беннетт, одна из ведущих актрис в начале 1930-х годов, получила роль второго плана благодаря стараниям своего друга Кьюкора. Сценарий С. Н. Бермана, Зальки Фиртель и Джорджа Оппенгеймера был основан на американском комедийном фильме «Ее сестра из Парижа» (1925) режиссера Сидни Франклина, который, в свою очередь, восходит к пьесе немецкого драматурга Людвига Фульды «Сестра-близнец» (1901). Руководство MGM намеревалось использовать фильм для создания нового образа Гарбо, согласно которому она должна была предстать более современной и гламурной исполнительницей, надеясь повысить ее привлекательность для аудитории США. Это было связано с тем, что большая часть доходов от более ранних фильмов Гарбо была связана с ее популярностью у европейского зрителя, доступ которого к американским картинам стал ограничен в связи с началом Второй мировой войны. Связанная контрактом Гарбо согласилась на участие в комедии, но была крайне недовольна своим «реформированным» образом. Так, она возражала против сцены, где появляется в купальном костюме и плавающей в бассейне. Актриса просила вырезать эту сцену, но Кьюкор, который разделял некоторые замечания Гарбо по поводу фильма, сказал ей, что этот эпизод все-таки должен остаться. По сценарию актрисе необходимо было участвовать в сложном танцевальном номере с участием многочисленной массовки, к чему она не была расположена, так как не любила танцы и появления на публике. Позже она сказала, что ее смутил фильм и она признала его неудачным. Изначально MGM планировала выпустить «Двуликую женщину» в ноябре 1941 года. На предмет соблюдения нравственности он был одобрен Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (ныне Американская ассоциация кинокомпаний), как соответствующий кодексу Хейса, но осужден Национальным легионом приличия. Основной деятельностью этой организации было обнаружение и борьба с нежелательным (с точки зрения Римско-католической церкви) содержимым в кинематографе. Присваивая рейтинги, эта организация нередко выступала с более консервативных позиций чем Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов. Однако присвоение фильму Кьюкора рейтинга «C»-самого низкого в ее системе оценки, в то время было необычно для крупной голливудской постановки. В обосновании этого решения отмечалось аморальное и нехристианское отношение к браку, супружеским обязанностям, вызывающие сцены, диалоги, ситуации и откровенные наряды. Фильм также был осужден архиепископом Нью-Йорка, запрещен в некоторых городах и подвергался купюрам. В ответ руководство MGM отозвала оригинальную версию фильма, пересняла и отредактировала некоторые сцены. Однако Кьюкор не одобрил такие изменения и отказался от участия в этом. В новую версию была добавлена сцена, в которой Ларри Блейк понимает, что его жена Карин выдает себя за ее близняшку, решает подыгрывать ее притворству, а не на самом деле намеревается завести любовные отношения с Катрин. В связи с произведенными изменениями Легион приличия изменил свой рейтинг с «С» на «В»-morally objectionable in part for all («части фильма аморальны для всех»). В дополнение к изменениям, связанным с цензурой, студия изменила финал, а также вырезала несколько сцен, где участвовала Констанс Беннетт, потому что некоторые посчитали, что она сумела отодвинуть Гарбо на второй план в тех сценах, где обе актрисы были задействованы. Американский критик и историк кино Леонард Малтин писал в 2014 году, что даже с такими сокращениями, Беннетт своей веселой игрой «украла» фильм у Гарбо. Премьера фильма состоялась 30 ноября 1941 года, а с 31 декабря 1941 года он демонстрировался в кинотеатрах США по всей стране. Бюджет фильма составил 1 247 000 долларов, что относило по тем временам к категории дорогостоящего производства. Вопреки многочисленным слухам о кассовом провале, во многом вызванных негативными отзывами критики, картина была довольно успешной в прокате и собрала 875 000 долларов в США и еще 925 000 долларов за рубежом, что в сумме составило 1 800 000 долларов. Считается, что несмотря на успех предыдущей картины Гарбо «Ниночка», публике было трудно ее принять в комедийном амплуа. На посещаемость также повлияло японское нападение на Перл-Харбор, которое произошло за три недели до выхода фильма. Режиссерская версия фильма сохранилась и была показана в 2004 году на ретроспективе Джорджа Кьюкора в лондонском Национальном кинотеатре. После выхода фильма на экраны Гарбо получила худшие отзывы в своей карьере. Критик Джон Мошер из еженедельника The New Yorker иронично заметил, что архиепископ, который ранее выступил против показа фильма, в действительности оказался ее «единственным настоящим другом». Даже те рецензенты, которые писали про обаяние Гарбо и ее актерскую игру, отмечали слабость сценария и диалогов, а также режиссерские недоработки. Российский киновед охарактеризовал ленту как неудачную, пустяковую комедию, которая испортила и закончила карьеру Гарбо. Впрочем, сама Гарбо благополучно погубила фильм. Хотя, конечно, виноват прежде всего тот голливудский умник, которому пришла в голову гениальная мысль снимать ее в комедиях: сначала в «Ниночке» (1939), самом неудачном фильме великого комедиографа Эрнста Любича, потом-в «Двуликой женщине». Гарбо органически не умела ни смеяться, ни быть смешной, она умела только страдать, так, как никто до нее не страдал на экране. Несмотря на неуспех фильма, Гарбо планировала вернуться в кино после окончания Второй мировой войны. Хотя в течение следующего десятилетия она упоминалась как возможная звезда нескольких проектов, ни один из них так и ни был осуществлен. Залька Фиртель, близкая подруга Гарбо и один из сценаристов фильма «Двуликая женщина», прокомментировала это следующим образом: «выставляемые напоказ дилетантизм, чванство, некомпетентность и лицемерное, нечистоплотное пренебрежение к чувствам великой актрисы не имели аналогов на протяжении всей истории кино. Все это вынудило Гарбо раз и навсегда отречься от экрана». Несмотря на то, что она больше не снималась, Гарбо оставалась всемирно известной знаменитостью, которую преследовали папарацци. Начиная с 1953 года и до своей смерти в 1990 году она практически все время жила в своих апартаментах в Нью-Йорке, где вела замкнутый образ жизни.