Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПЛЫВУЩИЕ ОБЛАКА»
(Ukigumo)

Япония, 1955, 118 мин., ч/б, «Toho Company»
Режиссер Микио Нарусе
В ролях Хидеко Такамине, Исао Ямагата, Масаюки Мори, Марико Окада, Чиеко Накакита, Дайсуке Като

Как и у романа-источника, действие фильма происходит после Второй мировой войны и насыщено темой странствий и флешбэками, сравнивающими яркое прошлое с тусклым настоящим главной героини Юкико, которая бесконечно пытается найти свое место в новой Японии. Сюжет следует за героиней, которая возвращается в Японию из Французского Индокитая, где работала секретарем-машинисткой. Она пытается отыскать лесничего Кэнго, с которым она во время войны вместе работала в Далате и имела любовную связь. Юкико находит его, и связь возобновляется, однако он не держит данное ранее слово и отказывается развестись с женой; более того, спит и с другими женщинами. Вынужденная в условиях безработицы стать содержанкой американского солдата, позже местного богача, женщина не в силах отказаться от отношений с Кэнго. Несмотря на собственное положение, даже одалживает ему деньги. Когда жена лесничего умирает от болезни, он находит работу далеко от прежнего дома. Несмотря на отсутствие у него интереса, Юкико покидает богача («одолжив» у него деньги) и следует за любимым. В пути она заболевает, но продолжает двигаться, вместо того чтобы отдохнуть и восстановить здоровье, в страхе, что Кэнго ее покинет. Только когда она умирает, ее мужчина осознает, что сгубил верную любовь…
Фильм был положительно принят как аудиторией, так и критикой. По информации австралийского киноведа Фриды Фрайберг, «Плывущие облака» считаются наиболее популярной лентой Нарусэ, по крайней мере, в Японии. Она же обратила внимание, что «отчаяние и замкнутость героев фильма напрямую связаны с депрессивностью и деморализованностью социальных и экономических условий послевоенной Японии-разбомбленными городами, недостатком жилья и продовольствия, позором поражения нации и иностранной оккупации, толкающими женщин к проституции с американским военным персоналом». Мельбурнский кинокритик Эдриан Мартин, упоминая фильм в рецензии на другую киноленту, назвал стилистику Микио Нарусэ кино «вечного хождения». Подобное же было выражено французским режиссером, сценаристом и критиком Бертраном Тавернье, говорившим о другом фильме Нарусэ «Стон горы», что режиссер практически поминутно описывает каждый переход или путешествие, «эти отправления и прибытия передают изменения ситуации…служат как инструмент выражения чувств». В «Плывущих облаках» люди, идущие по улицам, участвуют в «каждодневном путешествии, где время измеряется шагами-и даже наиболее мелодраматические удары судьбы и экстатические моменты удовольствия не могут оторвать героев от неромантичного и несентиментального движения вперед по своему существованию».