Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВВЕРХ ПО СПУСКОВОЙ ЛЕСТНИЦЕ»
(Up the Down Staircase)

США, 1967, 124 мин., «Park Place Production»
Режиссер Роберт Маллиген по Белю Кауфману, сценарист Тед Мосель, композитор Фред Карлин, продюсер Алан Пакула
В ролях Патрик Бедфорд, Сэнди Деннис, Эйлин Хекарт, Джин Степлтон, Рут Уайт, Сорелл Буке

Молодая, полная энтузиазма выпускница университета Сильвия Барретт приезжает в колледж имени Калвина Кулиджа, расположенный в мрачном и неприглядном квартале Нью-Йорка. Здесь Сильвия намеревается начать преподавательскую карьеру. Ее окружает настоящий хаос-привычное явление для этой школы. От бесчисленных и противоречивых директив администрации, постоянного шума звонков, колоколов и громкоговорителей, гвалта учеников, не имеющих ни малейшего понятия о дисциплине, у нее голова идет кругом. Ее класс, в котором ей никак не удается навести тишину, состоит из 40 подростков всех цветов кожи, и они ей не дают ни минуты покоя. Со стороны коллег она почти не находит сочувствия. Учитель литературы Пол Барринджер может посоветовать ей только одно: ко всему относиться с иронией и безразличием, как это делает он сам. Целый год Сильвия пытается наладить контакт с учениками, но ни одна попытка не находит успеха…
Хороший фильм. Картина снималась в реальной школе с настоящими учениками в ролях статистов и массовки. Аналогично был снят фильм «Опасные умы» (1995) с Мишель Пфайффер в главной роли. На международном Московском кинофестивале картина номинировалась на Гран-при, а Сэнди Деннис была названа лучшей актрисой. Интересно, что картина была отправлена в Москву специально, чтобы показать ложность советской пропаганды, что в США все школы разделены по расовому признаку.
Из журнала «Искусство кино». В некоторых казенных многоэтажных домах заведен такой порядок: подняться на верхний этаж можно на лифте, но спускаться вниз следует по лестнице. Эта лестница называется спусковой. Героиня фильма режиссера Роберта Маллигена, молодая учительница Сильвия, не сумев занять место в лифте, торопится наверх пешком, хотя, наверное, разумнее было бы дождаться возвращения лифта. В классе, куда спешит Сильвия, разбросаны осколки разбитого стекла. Наверное, существует какой-то административный механизм, в котором нужно только нажать кнопку, чтобы пришел человек и вымел разбитое стекло. Молодая учительница не очень разбирается в этом механизме, да и не слишком надеется на него. На следующее утро до начала занятий она сама заметает осколки. Сильвия преподает английскую литературу ребятам из окраинных кварталов большого промышленного города, где взрослые (учителя из той же школы), идя вечером с работы мимо группы подростков, любопытных и недоброжелательных, только заметным усилием воли заставляют себя не ускорять шаги. Ораве таких вот подростков, гомонящих на переменах и хамящих на уроках, молодая учительница должна будет привить любовь к Диккенсу и другим классикам. Вообще-то в школе существует давно налаженная, хорошо отрегулированная педагогическая машина приобщения ребят к знаниям и дисциплине. Машина управления эмоциями и поступками учеников. Тут есть много механических приспособлений и кнопок. Анкеты и опросные листы, которые надо регулярно заполнять и вовремя сдавать. Многочисленные картотеки, учитывающие психические склонности и особенности учеников. Существует целая система запретов и ограничений, существуют многочисленные пункты распорядка дня. Нужны всего лишь некоторый опыт, известная привычка, чтобы научиться пользоваться этими нехитрыми педагогическими кнопками и клапанами. Так можно воспитывать и обучать с минимальными душевными и моральными затратами. А Сильвия все как-то не может приспособиться, все не успевает заполнять необходимые и неотложные анкетные листы. У юной героини озабоченное лицо и такие же озабоченные руки, вечно занятые не застегивающимся портфелем, книгами, хозяйственной сумкой, какими-то свертками. При всем этом она то и дело умудряется на секунду освобождать одну из рук, чтобы отбросить с лица набежавшие золотистые волосы и, стараясь нс отстать от коллег, неловко и невпопад нажимает кнопки непонятного ей педагогического механизма. Но, по правде говоря, Сильвия надеется больше на себя, тратя свои душевные силы, собственную эмоциональную энергию там, где других наверх легко и просто возносит педагогический лифт. Режиссер Роберт Маллиген начинает свою историю очень энергично и определенно. В хаотическом калейдоскопе лиц учеников и преподавателей школы он выделяет одного человека. Отличает его индивидуальность, его образ чувств и мыслей. Противопоставляет кустарную педагогическую практику (почти ручную работу) начинающей учительницы очень производительной индустриальной технике образования и воспитания. История эта движима вперед исключительно таким противопоставлением и останавливается в своем развитии, едва авторы начинают торжествовать по случаю благополучного восхождения наверх по спусковой лестнице одного из многочисленных преподавателей одной из многочисленных школ Америки.