Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МИР УТАМАРО»
(Utamaro: Yume to shiriseba)

Япония, 1977, 140 мин., «Taiyo-sha»
Режиссер Акио Джиссодзи, сценарист Масару Такэсуэ
В ролях Шин Кисида, Микидзиро Хира, Синго Ямасиро, Мако Мидори, Казуе Мита, Нобору Накая, Митико Сага, Тадао Накамура

Фильм посвящен известному художнику Утамаро Китагаве. Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в пробуждении у европейцев конца XIX века интереса к японской гравюре…
Китагава Утамаро (1753-1806)-японский художник, один из крупнейших мастеров укие-э, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце XVIII века. Среди предполагаемых мест рождения художника фигурируют Эдо (ныне Токио), Киото и Осака. Его имя при рождении-Нобуеси, а Утамаро-псевдоним, который художник стал использовать с 1781 года. После смерти отца Утамаро переехал из провинции Мусаси в Эдо. Здесь он поступил в студию Торияма Сэкиэн-художника школы Кано-и оставался там в течение семи лет. В 1775 году происходит его знакомство с издателем Цутая Дзюдзабуро, оказавшим огромное влияние на его творчество. Многие его прекрасные альбомы, иллюстрированные книги, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с Цутая. Из современников наибольшее влияние на Утамаро оказал Тории Киенага. Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи, изображения фауны и флоры (альбомы гравюр «Книга о насекомых», 1788), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала Есивара (альбом гравюр «Ежегодник зеленых домов Есивара», 1804). Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги. Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати. В ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). Утамаро достигал особой тонкости в передаче душевных состояний. В 1804 году за изображение героя японской истории Тоетоми Хидэеси «в неподобающем виде» Утамаро попадает в тюрьму. Арест и пребывание в тюрьме нанесли ему тяжелую психологическую травму. Он не смог оправиться от перенесенных потрясений, и поздний период его творчества окрашен в трагические тона. Вскоре после освобождения из-под стражи Утамаро скончался. Его искусство сосредоточено на образах женщин, которые он передает в изысканной лирической манере («Десять типов женских лиц», 1791; «Десять форм женского лица», 1802). Его произведения стали известны в Европе в середине XIX века и повлияли на творчество французских импрессионистов.