Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«УТАМАРО И ЕГО ПЯТЬ ЖЕНЩИН»
(Utamaro o meguru gonin no onna)

Япония, 1946, 105 мин., ч/б, «Shochiku»
Режиссер Кенджи Мизогучи по Канджи Куниеде, сценарист Йошиката Йода
В ролях Миносуке Бандо, Кинуйо Танака, Котаро Бандо, Хироко Кавасаки, Эйко Охара, Тошико Иидзука, Кинико Ширатао

Утамаро, великий художник, который рисует и находит вдохновение в портретах красивых женщин, а также женщин борделей Токио. Он видит вокруг себя мир страсти, любовниц и страстных женщин. Иногда его работа приносит ему большие неприятности…
Полная страсти и одержимости попытка посмотреть на то, что же движет великими художниками, а в данном случае, портретиста, который создавал наиболее популярные и знаменитые гравюры, особенно женских тел. Его зовут Китагава Утамаро и он-знаменитый портретист Эдо второй половины XVIII века. Все жители столицы мечтают иметь у себя его гравюры, а том, чтобы на них оказаться самим, это и вовсе за пределами мечты. Однажды один чиновник по имени Сейносуке, который и сам увлечен искусством, заглядывает в магазинчик некоего Юдзабуро, чтобы обнаружить там работу знаменитого Утамаро, правда с несколько оскорбительными текстами. Разгневанный, он вытаскивает владельца магазина, в будущем великого издательского дома, и навешивает тому тумаков. Но этого оказывается недостаточно, и Сейносуке вызывает Утамаро на дуэль портретистов. Понятное дело дуэль он проигрывает, но признает талант художника и становится его учеником. Вскоре Сейносуке узнает, что его учитель и гуру-тот еще бабник, особенно после того, как к нему сбегает его собственная невеста, которая становится первой из пяти женщин великого Утамаро, память о которых останется в веках, благодаря его искусству делать гравюры. Вторая мировая война окончилась по счастью для всего мира и, частично, для Мидзогути, который хоть и оказался на стороне проигравших, которым не помогли его патриотические агитки, которые он снимал всю войну, но хотя бы получил шанс снимать то, что интересно уже ему, а не правительству. Хотя тут тоже есть определенные моменты. Дело в том, что на смену диктатуре милитаристических чиновников пришла оккупация американских сил и исторические фильмы были категорически запрещены, так как они могли напоминать японцам о годах величия страны. Так что, сам факт, что подобный фильм Мидзогути, который был еще и одним из тех, кто сотрудничал с правительством, вообще разрешили снять, удивителен. Не менее важно и то, что этот фильм вообще появился, так как он стал самым автобиографичным в творчестве Мидзогути на тот момент. Да, в основе сценария, написанного Йосикатой Йодой, лежит роман Кандзи Куниеды, в котором он фантазирует на тему действительно жившего в Эдо знаменитого художника, однако сам сценарий складывался из кусочков, которые были близки самому режиссеру. Он учился на художника и восторгался работами Утамаро и столь же ценил общество женщин. Но самое важное, фильм ознаменовал окончание нелепых самурайских фильмов в творчестве Мидзогути, нужных правительству и патриотическому настроению, но ни ему, ни критикам, ни его друзьям-режиссерам, неоднократно того за подобные работы подвергавшие остракизму. Впрочем, и в собственные стилистические и тематические пределы режиссер возвращаться не спешит. Этот фильм и вовсе и всего, что он снял, больше всего претендует на то, чтобы считаться комедией, хотя и это условно и можно воспринимать только относительно всего его творчества. А ведь сценаристом тут все тот же Йосиката Йода, и темы, пусть и в несколько искаженном виде, узнаваемы. Несмотря на то, что вся лента выглядит как попытка воспеть чувственность природы таланта великого художника, за известным именем которого скрывается человек, полный страстей, фильм все равно рано или поздно приходит к понятийному вектору о роли женщины в жизни мужчины, как движитель развития таланта и указатель к торжеству творчества. И не важно, куртизанка она или простая девушка из деревни. В первую очередь она-женщина, источник вдохновения для искусства и всей жизни в целом.
Китагава Утамаро (1753-1806)-японский художник, один из крупнейших мастеров укие-э, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце XVIII в. Среди предполагаемых мест рождения художника фигурируют Эдо (ныне Токио), Киото и Осака. Его имя при рождении-Нобуеси, а Утамаро-псевдоним, который художник стал использовать с 1781 года. После смерти отца Утамаро переехал из провинции Мусаси в Эдо. Здесь он поступил в студию Торияма Сэкиэн-художника школы Кано-и оставался там в течение семи лет. В 1775 году происходит его знакомство с издателем Цутая Дзюдзабуро, оказавшим огромное влияние на его творчество. Многие его прекрасные альбомы, иллюстрированные книги, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с Цутая. Из современников наибольшее влияние на Утамаро оказал Тории Киенага. Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи, изображения фауны и флоры (альбомы гравюр «Книга о насекомых», 1788), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала Есивара (альбом гравюр «Ежегодник зеленых домов Есивара», 1804). Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги. Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати. в ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). Утамаро достигал особой тонкости в передаче душевных состояний. В 1804 году за изображение героя японской истории Тоетоми Хидэеси «в неподобающем виде» Утамаро попадает в тюрьму. Арест и пребывание в тюрьме нанесли ему тяжелую психологическую травму. Он не смог оправиться от перенесенных потрясений, и поздний период его творчества окрашен в трагические тона. Вскоре после освобождения из-под стражи Утамаро скончался. Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в пробуждении у европейцев конца XIX века интереса к японской гравюре. Его искусство сосредоточено на образах женщин, которые он передает в изысканной лирической манере («Десять типов женских лиц», 1791; «Десять форм женского лица», 1802). Его произведения стали известны в Европе в середине XIX века и повлияли на творчество французских импрессионистов.