Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВОЗВРАЩЕНИЕ»
(Volver)

Испания, 2006, 120 мин., «Canal+ Espana/El Deseo/Ministerio de Cultura»
Режиссер и сценарист Педро Альмодовар
В ролях Пенелопа Крус, Кармен Маура, Лола Дуэньяс, Бланка Портильо, Йохана Кобо, Карлос Бланко, Нойс Санс

Молодая женщина Раймунда вместе с дочерью Паулой и сестрой Соледад приезжает из Мадрида в родную деревню проведать их с Соледад пожилую тетю, тоже по имени Паула. Тетя под старость лет страдает провалами в памяти, но к удивлению сестер каким-то образом умудряется вести домашнее хозяйство. Живущая одиноко с ней по соседству Агустина, подруга детства сестер, рассказывает им, что она несколько раз слышала, как тетя Паула разговаривала с их матерью Иреной, что невозможно: родители сестер за четыре года до этого сгорели во время пожара. Через несколько дней Раймунда, вернувшись домой с работы вечером, с ужасом обнаруживает, что ее муж Пако (безработный алкоголик) попытался изнасиловать Паулу и она, в целях самообороны, нанесла ему смертельный удар ножом. При этом Пако перед этим сообщил Пауле, что он не ее отец. Раймунда с дочерью прячут его труп в холодильной камере расположенного неподалеку маленького ресторана, чей владелец, друг Раймунды, уехал перед этим, но оставил ей ключи. Одновременно умирает тетя Паула, но на ее похороны едет лишь одна Соледад. Во время прощания она неожиданно кратко видит Ирену, а затем Агустина сообщает ей, что тетя каким-то образом сумела заранее оплатить все похоронные процедуры, а в ночь ее смерти кто-то постучал в дверь дома Агустины и сообщил ей о произошедшем. Когда Соледад возвращается в Мадрид, то обнаруживает в багажнике своей машины Ирену. Она уверена, что это только призрак ее матери, который вернулся, чтобы закончить какое-то незаконченное дело. Ирена не отрицает этого и лишь сообщает, что ее дело связано с Раймундой. В свое время та неожиданно резко отдалилась от матери, съехала жить к тете Пауле, а затем и вовсе заключила явно не по любви неудачный брак с Пако-и она не хочет, чтобы та ее видела. Она прячется в квартире Соледад и, прикинувшись русской, начинает помогать дочери в ее работе (Соледад-парикмахерша, работающая на дому). Одновременно, Раймунда случайно оказывается втянута в ресторанный бизнес, когда работающая неподалеку съемочная группа решает использовать ресторан в качестве столовой. Неожиданно дело имеет успех и Раймунда начинает управлять рестораном, подключив к этому делу Паулу и своих подруг. В какой-то момент она признается Пауле, что Пако не солгал: он действительно не ее отец. Она обещает дочери, что позже расскажет ей всю правду. Через какое-то время она увозит холодильник с трупом за город и хоронит его на побережье реки Хукар. У Агустины обнаруживается рак в тяжелой форме и она приезжает в Мадрид и ложится в онкологическую клинику. Позвав к себе Раймунду, она просит ее узнать хоть что-нибудь о ее собственной матери, которая пропала без вести. Она уверена, что их тетя Паула разговаривала с призраком Ирены и просит Раймунду, если та тоже увидит его, спросить, где ее мать. Еще через некоторое время она снова встречается с Раймундой и раскрывает тайну: смерть родителей Соледат и Раймунды может быть связана с исчезновением ее матери, потому что мать пропала в день их гибели, а отец сестер имел с ней шашни. Одновременно Паула случайно обнаруживает Ирену в квартире у тети и быстро сближается с ней. Через некоторое время и сама Раймунда обнаруживает мать и становится понятно, что Ирена вовсе никакой не призрак. Ирена и Раймунда говорят по душам и здесь наконец выясняется вся страшная правда. Муж Ирены и отец девочек был любитель ходить налево, но Ирена предпочла закрыть на это глаза, хотя это причиняло ей боль. Поэтому она не заметила, что в какой-то момент муж начал насиловать Раймунду и та озлобилась на мать за ее невнимательность. В конечном итоге Раймунда родила от отца Паулу, но, чтобы скрыть «отцовство», вышла неудачно замуж за Пако. За четыре года до событий фильма Раймунда, позвонив домой, отказалась беседовать с матерью, после чего тетя Паула раскрывает Ирене правду про рождение Паулы. Обезумев от ярости и проклиная себя за невнимательность, Ирена находит мужа в сарае в объятиях матери Агустины и, совершенно не отдавая себе отчет, заживо сжигает их (те, по ее словам, надышались дымом и даже не проснулись). Полиция не стала особо заниматься этим делом, потому что пожары в их местности были нередким явлением, и мать Агустины была похоронена под именем Ирены. Сама Ирена какое-то время скиталась по окрестностям без цели и в конечном итоге снова вернулась к своей сестре Пауле, где и прожила 4 года инкогнито, опасаясь, что ее раскроют. Поскольку тетя Паула уже тогда страдала старческим маразмом, то никто из соседей не удивлялся, если слышал, как та беседует с Иреной. Агустина принимает предложение своей сестры, местной теледивы, принять участие в ток-шоу, чтобы рассказать об исчезновении своей матери, а в обмен ей обещано лечение в США. Однако она так и не решается сообщить, что ее мать была подругой Ирены и в то же время крутила роман с ее мужем, и в итоге уходит во время эфира из студии. Ирена с дочерьми и внучкой приезжает в дом Паулы, подумывая продать его. Туда же приходит Агустина (Ирену она не видит) и сообщает сестрам, что не смогла так пожертвовать их дружбой и решила отказаться от шанса получить качественное лечение. Тогда Ирена, чувствуя вину перед Агустиной, принимает решение переехать жить к ней (прикинувшись все тем же призраком) и ухаживать за ней, сама оказывая ей необходимые медицинские услуги…
При бюджете в 7, 5 миллионов евро картина в мировом прокате собрала 86 миллионов долларов. Пенелопа Крус номинировалась на «Оскар» как лучшая актриса. Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшую актрису (Пенелопа Крус) и как лучший иностранный фильм года. Также фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучшую актрису (Крус) и как лучший иностранный фильм года. На Каннском кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь», а получила призы за лучший сценарий и актрису (Крус). На международном кинофестивале в Сан-Себастьяне картина получила приз ФИПРЕССИ. Кроме этого фильм был обласкан невероятным количеством кинематографических наград, в том числе национальной испанской премией «Гойя». Пенелопа Крус стала первой испанской актрисой, номинированной на премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Первый фильм режиссера и Кармен Мауры за 18 лет. Их отношения испортились после картины «Женщины на грани нервного срыва» (1988). В одиннадцатом фильме Педро Альмодовара «Цветок моей тайны» (1995) главного героя критикуют за то, что он написал роман о женщине, чей муж пытается изнасиловать ее дочь, а после того, как дочь убивает его, прячет свое тело в холодильник соседнего ресторана. Спустя одиннадцать лет эта сюжетная линия появляется в повествовании здесь.