Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВУИВРА»
(La vouivre)

Франция, 1989, 100 мин., «Gaumont Production/Cameras Continentales»
Режиссер и сценарист Жорж Уилсон по Марселю Эме
В ролях Ламберт Уилсон, Жан Карме, Сюзанна Флон, Жак Дюфило, Маха Мерил, Кэти Кригель, Жан-Жак Моро, Жан Греко

Заканчивается Первая Мировая война и в свою родную деревушку возвращается Арсен Мюзелье, которого считали погибшим. Мужчин здесь за это время заметно поубавилось, остались в основном старики и дети. Лето выдалось жарким и повсюду во множестве стали замечать гадюк. Кое-кто из деревенских стал поговаривать, что это вернулась Вуивра-бессмертное существо в женском обличье. Известно, что Вуивра обычно является обнаженной и между грудей носит огромный алмаз, который снимает лишь, когда идет купаться. Завладевший им мог бы сказочно разбогатеть, но драгоценность постоянно стерегут ядовитые змеи. Кто-то считает эти россказни не более чем сказками, а кто-то намерен всерьез попытать счастья…
В характерной для Марселя Эме манере фильм сочетает фантастику и реализм. Действие происходит в межвоенный период в окрестностях Доля, где появляется Вуивра-мифическое существо из народных преданий Франш-Конте. Традиционно вуивр, или вуивра (в Британии называемый виверном), считается крылатым змеем и изображается в геральдике как дракон с двумя лапами и перепончатыми крыльями, но у Марселя Эме это бессмертное существо в образе красивой девушки, повелевающей змеями и носящей диадему с большим рубином. Невежественные крестьяне полагают, что драгоценность стоит несколько миллиардов старых франков, и периодически находятся смельчаки, готовые с риском для жизни попытаться ее похитить. Очередное появление Вуивры поначалу производит некоторое волнение, но, так как она не проявляет никакой враждебности и не вмешивается в дела людей, крестьяне, до сих пор сохранившие древние языческие поверья, вскоре теряют к ней интерес, начиная воспринимать как некое природное явление, и попытки местного кюре раздуть религиозный фанатизм, направленный против «исчадия ада», не встречают большой поддержки. Гибель тех, кто пытается завладеть рубином, также не вызывает возмущения у поселян, убежденных в неприкосновенности частной собственности, и полагающих, что Вуивра, кем бы она ни была, имеет право защищать свою драгоценность от воров. Некоторое недовольство связано с провокационной манерой Вуивры купаться и загорать обнаженной, но делает она это в довольно безлюдных местах, и охотников объяснять сказочному существу нормы современного поведения не находится. Гораздо большее возмущение вызывает поведение другой особы женского пола, дочери одного из фермеров, здоровенной бой-бабы Жермены, прозванной «Ненасытной», набрасывающейся без разбора на всех мужчин, и лишающей невинности подростков. Молодой крестьянин Арсен Мюзелье близко знакомится с Вуиврой, и непростые отношения между простым смертным и бывшей языческой богиней постепенно меняют жизненные представления обоих. Арсен пересматривает свои приоритеты, а Вуивра хочет научиться тому, что люди зовут любовью. В трагическом финале романа автор вновь сводит вместе фантастику и реальность. Роман отмечен ироничным отношением к христианству и симпатией к язычеству, импонировавшим взглядам французских сторонников нацизма. Французская политика, представленная сельским мэром Вуатюрье, чья натура разрывается между служебным радикальным антиклерикализмом и природной склонностью к католическому фанатизму, также показана саркастически.
Сюзанна Флон получила приз французской киноакадемии «Сезар» как лучшая актриса второго плана. На международном кинофестивале «Fantasporto» картина номинировалась на Гран-при.