Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВСЕ МОИ БЛИЗКИЕ»
(Vsichni moji blizci)

Польша-Чехия-Словакия, 1999, 90 мин., «Agencja Produkcji Filmowej/Ceska Televize/In Film Praha»
Режиссер и сценарист Матей Минак, сценарист Иржи Хубак
В ролях Руперт Грэйвс, Йозеф Абрхам, Джири Бартоска, Тереза Бродска, Ханна Дуновска, Агнешка Вагнер, Брано Холичек

1938 год. Чехословакия. Большое семейство Зильберштейнов со своей верой в традиции гуманизма слишком поздно осознало угрозу неминуемого нацистского вторжения. Только когда германские войска перешли границу, неся вместе с собой волну репрессий против евреев, оставаясь практически без средств к существованию, Зильберштейны соглашаются передать своего меньшего девятилетнего сына Давида в руки английского бизнесмена Николаса Уинтона, которому удалось переправить 664 детей из чехословацких еврейских семей в Великобританию…
Сэр Николас Джордж Уинтон (1909-2015)-британский филантроп, накануне Второй мировой войны организовавший спасение 669 детей (преимущественно еврейского происхождения) в возрасте от двух до семнадцати лет из оккупированной немцами Чехословакии в ходе операции, получившей впоследствии название «Чешский Киндертранспорт». Уинтон находил для детей принимающие семьи и организовывал их вывоз в Великобританию. Пресса Соединенного Королевства назвала Уинтона «Британским Шиндлером». В течение 49 лет он хранил тайну спасения детей. Николас Джордж Уинтон происходит из семьи немецких евреев, которые в 1907 году эмигрировали в Великобританию, приняли крещение и изменили свою первоначальную фамилию Вертхайм на английскую. Уинтон не получил систематического образования и начал работать в банке, не окончив школу. Получив опыт банковской работы не только в Англии, но и в Германии и Франции, в 1930-е годы работал брокером на Лондонской фондовой бирже. В конце 1938 года Уинтон выехал в Прагу по просьбе своего друга, работавшего там в еврейской благотворительной организации. Поняв, что еврейское население Чехии находится под серьезной угрозой, он остался в Праге и открыл своеобразный офис в вестибюле гостиницы, в которой остановился. Работа Уинтона заключалась в организации беспрепятственной перевозки еврейских детей в Великобританию; для этого требовались договоренности с властями Нидерландов, через чью территорию осуществлялся транзит, и организационно-финансовые гарантии, без которых Великобритания не разрешала въезд. В Англии Уинтону в поиске семей, готовых принять еврейских детей, помогала его мать. После начала Второй мировой войны Уинтон вернулся в Англию, зарегистрировался как сознательный отказчик и начал работать в Красном кресте. Затем он пересмотрел свое решение и в 1940 году поступил на службу в Королевские военно-воздушные силы Великобритании. Вышел в отставку в 1954 году в чине лейтенанта. В дальнейшем Уинтон занимался организацией большого приюта для престарелых в городе Сент-Олбанс. Его заслуги в этой работе были отмечены в 1983 году степенью кавалера ордена Британской империи. Скончался 1 июля 2015 года на 107-м году жизни. Широкую известность пражская деятельность Уинтона получила в 1988 году, после того как жена Уинтона обнаружила его записную книжку 1939 года с адресами английских семей, принявших спасенных детей. Сам Уинтон никогда не рассказывал об этом. По всем адресам были направлены письма, и около 80 спасенных были найдены. Ток-шоу That’s Life! на телеканале BBC пригласило Уинтона в качестве зрителя в студии; неожиданно для него ведущая Эстер Ранцен рассказала его историю, после чего попросила подняться спасенных им людей, которых в небольшой студии собралось больше двадцати. Постепенно судьба Уинтона получала все более широкую известность. В сентябре 1994 года он получил благодарственное письмо от президента Израиля Эзера Вейцмана; в 1998 году был награжден чешским Орденом Масарика. В 2002 году королева Елизавета II посвятила его в рыцари. В 2014 году в возрасте 105 лет был награжден высшей наградой Чехии-Орденом Белого льва. 1 сентября 2009 года, в честь 70-летней годовщины последнего «Киндертранспорта», планировавшегося на 3 сентября 1939 года, но так и не осуществленного по причине начала Второй мировой войны, специальный «Поезд Уинтона», составленный из локомотива и вагонов, эксплуатировавшихся в 1930-х годах, отправился с Центрального вокзала Праги в Лондон по маршруту «Киндертранспорта». В Лондоне пассажиров поезда-выживших «Детей Уинтона» и их родственников-встречал сам Уинтон, которому на Центральном вокзале Праги перед отправлением поезда был торжественно открыт памятник.
Операция «Киндертранспорт»-спасательная операция, которая состоялась за 9 месяцев до начала Второй мировой войны. Ее суть заключалась в перевозке и размещении на территории Великобритании детей, признававшихся на основе Нюрнбергских расовых законов евреями, из нацистской Германии, Австрии, Чехословакии, Польши и вольного города Данцига. Великобритания приняла почти 10 000 юных беженцев. Они были расселены в приемных семьях, хостелах и фермах страны. Большинство детей пережило войну, но лишь очень немногие воссоединились с родителями, так как часто эти дети были единственными оставшимися в живых из своих семей, уничтоженных в Холокосте.
«Всемирная еврейская организация помощи» (тогда она носила название «Центральный британский фонд немецких евреев») была создана в 1933 году и сыграла решающую роль в претворении в жизнь программы «Киндертранспорт». Записи о каждом прибывшем в Великобританию через «Киндертранспорт» ребенке сохраняются в ее архивах и по сей день. 15 ноября 1938 года, через 5 дней после событий «Хрустальной ночи», «Ночи разбитых витрин» в Германии и Австрии, делегация британских еврейских лидеров обратилась лично к Премьер-министру Великобритании Невиллу Чемберлену. Среди прочего, они просили британское правительство о разрешении временного ввоза в страну еврейских детей без родителей и других сопровождающих. На следующий день Британский кабинет обсуждал этот вопрос, и впоследствии подготовил законопроект для представления в Парламенте страны. Законопроект гласил, что правительство откажется от некоторых иммиграционных требований с целью сделать возможным въезд в Великобританию несопровождаемых детей от младенческого возраста и вплоть до 17 лет. Ни о каких ограничениях на число беженцев публично никогда не сообщалось. Первоначально планировалось ввезти в страну 5000 детей, однако когда Министерство по делам колоний отклонило просьбу разрешить ввоз 10 000 беженцев на подконтрольную Британии территорию Палестины, планы были вынужденно пересмотрены и число планируемых к перемещению в Британию юных беженцев увеличилось до 15 тысяч. Накануне дебатов о беженцах в Палате общин Великобритании 21 ноября 1938 года министр внутренних дел сэр Сэмюэль Хор встретился с многочисленной делегацией, представлявшей различные еврейские и нееврейские сообщества, действующих от имени беженцев. Сообщества соединились в межконфессиональную организацию под названием «Движение за заботу о детях из Германии». Министр внутренних дел согласился на введение ускоренного процесса иммиграции: проездные документы должны были выдаваться на основании списков групп, а не отдельных ходатайств. Организация в свою очередь пообещала найти дома для всех без исключения детей. Они также заявили о готовности полностью финансировать «Киндертранспорт» и дали обещание, что ни один из беженцев не станет финансовым бременем для британского общества. Каждый ввозимый ребенок имел денежную гарантию в размере 50 фунтов для возможности повторной эмиграции: дети должны были находиться в стране лишь временно. В очень короткий срок «Движение за заботу о детях из Германии», позже известное как «Движение детей-беженцев» (RCM), при содействии «Всемирного еврейского фонда помощи» направило своих представителей в Германию и Австрию для создания системы по отбору, организации и перевозки детей. 25 ноября британские граждане услышали по радио BBC призыв от Херберта Сэмюэла временно взять на попечение еврейских детей. Вскоре поступило около 500 предложений, а волонтеры RCM начали посещать потенциальные приемные дома и составлять отчеты об условиях проживания. Размещение еврейских детей в еврейских домах отдельно оговорено не было. Волонтеры также не слишком тщательно исследовали мотивы и характер приемных родителей. Требования заключались лишь в следующем: дом должен был казаться чистым, а семья респектабельной. В Германии была создана сеть из волонтеров, которые работали круглосуточно, чтобы создать приоритетные списки тех, кто находился под наибольшей угрозой. В них входили подростки, которые были в концлагерях или под угрозой ареста, польские подростки и дети, которым угрожала депортация, дети в еврейских детских домах, дети, родители которых находились за чертой бедности, и дети, один из родителей которых находился в концентрационном лагере. Когда юные потенциальные беженцы были выявлены и сгруппированы по спискам, их опекунам или родителям была сообщена дата поездки и информация по отъезду. Они могли дать ребенку с собой лишь небольшой чемодан без каких-либо ценностей и не более 10 немецких марок. Другие дети не имели ничего, кроме номера на груди и написанного имени на спине. Некоторые были отправлены с номерным удостоверением личности, содержащим фото и надпись: «Этот документ, удостоверяющий личность, выдается с согласия правительства Его Величества в Соединенном королевстве молодым людям, чтобы быть принятыми в Соединенном королевстве для воспитательных целей под патронажем Интернационального комитета. Этот документ не требует визы». В графе личных данных содержались строки: пол, дата рождения, место жительства, полное имя и адрес родителей. Первая партия из почти 200 детей прибыла в английский порт Харидж 2 декабря, всего через три недели после событий «Хрустальной ночи». В последующие девять месяцев Англия приняла еще около 10 000 детей без сопровождающих, в основном евреев. Первоначально они поступали преимущественно из Германии и Австрии. В марте 1939 года, после вторжения немецкой армии в Чехословакию, были спешно организованы транспортировки из Праги. В феврале и августе шли поезда из Польши. Транспорт из оккупированной нацистами Европы продолжал приходить вплоть до 1 сентября 1939 года. После окончания войны несколько тысяч детей-беженцев остались в Великобритании и, повзрослев, внесли значительный вклад в британские вооруженные силы, промышленность, торговлю, образование, науку и искусство, в защиту и процветание приютившей их страны. Четверо стали лауреатами Нобелевской премии. Нацисты постановили, что эвакуация не должна блокировать порты в Германии, а потому большинство групп отправлялись на поездах в Голландию, а затем по морю в британские порты, такие как Харвич. В частности, паромы отправлялись из города Хук-ван-Холланд, находящегося близ Роттердама. Из английских портов дети в поездах отправлялись на лондонскую станцию Ливерпуль-стрит, где их встречали приемные семьи. Некоторые дети, которым заранее не были подобраны приемные родители, размещались в центрах временного содержания, расположенных в лагерях летнего отдыха. Между тем известен как минимум один случай транспортировки напрямую из Германии: 13 июня 1939 года судно «Европа» прибыло в Саутгемптон из немецкого Бремена. Первый «Киндертранспорт» покинул Берлин 1 декабря 1938 года и прибыл в Харвич 2 декабря со 196 детьми. Большинство из них были еврейского происхождения и проживали в берлинском детском доме, который был сожжен нацистами в ночь на 9 ноября. Другие же были из Гамбурга. Первый поезд из Вены после переговоров с Адольфом Эйхманом прибыл в Голландию 10 декабря 1938 года с шестью сотнями детей. Основная группа, состоящая из 500 человек, была отправлена в Харвич и размещена в лагере отдыха в бухте Доверкаурт возле города, а другая сотня временно осталась в Голландии. Многие представители квакеров ездили с группами из Германии в Голландию или встречали их на станции Ливерпуль-стрит, чтобы удостовериться в распределении всех без исключения детей. Между 1939 и 1941 годами 160 юных беженцев, оставшихся без приемных семей, были отправлены в Школу Уиттингема в Восточном Лотиане (Шотландия). Школа располагалась на территории имения семьи и в доме покойного премьер-министра Великобритании Артура Бальфура, автора Декларации Бальфура. В конце августа 1939 года у RCM закончились деньги, и было принято решение о том, что больше детей организация принять не в состоянии. Последняя группа 1 сентября 1939 года все еще оставалась в Германии. На следующий день Германия вторглась в Польшу, а через два дня Великобритания, Франция и другие страны объявили войну Германии. Группа покинула Прагу 3 сентября 1939 года, но выехать из страны не смогла и была возвращена обратно. Последний известный, но уже нерегулярный паром SS Bodegraven с 80 детьми на борту покинул голландский порт Эймейден под немецким авиационным пулеметным огнем 14 мая 1940 года в день капитуляции голландской армии. Судно благополучно достигло Ливерпуля. Члены организации «Хабоним», еврейского молодежного движения, сыграли важную роль в создании хостелов в Юго-Западной Англии, куда были помещены некоторые из детей «Киндертранспорта». Другие еврейские молодежные движения в Великобритании в дальнейшем открыли дополнительные приюты. Хостелы превратились в центры по изучению религиозных и светских еврейских предметов, а также временное пристанище для детей. Около 120 детей выросло в годы войны в домах в Эксмоута, Давлише и Тинмуте. Сами хостелы представляли собой большие фамильные особняки, которые были предоставлены их собственниками. Некоторые члены «Хабонима» вместе с детьми старшего возраста занимались сельским хозяйством для оказания посильной помощи армии. В качестве языка общения в хостелах использовалась смесь из немецкого, польского, чешского, иврита и английского. Записи о каждом ребенке, который прибыл в Великобританию через программу «Киндертранспорт», до сих пор сохраняются организацией «Всемирная еврейская помощь» в отделении Еврейского комитета беженцев. Копии этих документов могут быть предоставлены членам семей беженцев за небольшую плату, включающую лишь покрытие административных расходов. Перед Рождеством 1938 года 29-летний британский биржевой маклер немецко-еврейского происхождения Николас Уинтон собирался лететь в Швейцарию на горнолыжный отдых, однако вместо этого отправился в Прагу, чтобы помочь другу, бывшему волонтером по работе с беженцами. Николас Уинтон основал организацию, целью которой была помощь еврейским детям из Чехословакии, разлученным со своими родителями. Офисом организации служил стол в столовой отеля на Вацлавской площади. Уинтон помог въехать в Великобританию и нашел дома 669 детям. Мать Уинтона также помогала в этой работе и вместе с мейденхедским ротари-клубом и Комитетом беженцев Рэгби размещала детей в домах, а затем в хостелах. В течение всего лета Уинтон размещал рекламу с призывом к британским семьям принять беженцев. Последняя группа, отправленная из Праги 3 сентября 1939 года, была возвращена обратно в связи со вторжением нацистов в Польшу и началом Второй мировой войны.
Израэль Уилфрид (1899-1943), возможно, был ключевой фигурой в спасении евреев из Германии и оккупированной Европы. Он предупредил британское правительство через агента Фрэнка Фоли о предстоящей «Хрустальной ночи» в ноябре 1938 года. Благодаря агенту Фрэнку Фоули, паспортному сотруднику консульства в Берлине, Уилфрид продолжил информировать британскую разведку о деятельности нацистов. Он говорил с «Reichsvertretung» (немецкая еврейская общинная организация) и «Hilfsverein» (организация, непосредственно осуществлявшая помощь) и вел переговоры с британским правительством. Помогал британским квакерам посетить еврейские общины по всей Германии, чтобы доказать правительству Британии, что еврейские родители действительно были готовы расстаться со своими детьми. Висмюллер-Мейер, Гертруда, известная как «тетя Труус», была женой влиятельного нидерландского банкира. В 1930-х годах начала работать в «Нидерландском Комитете по еврейским нуждам», организовывала транспорты с продуктами питания и медикаментами в нуждающиеся районы Европы. С ноября 1938 несколько раз выезжала в Вену и благодаря своей настойчивости добилась личной встречи с Адольфом Эйхманом, тогдашним руководителем нацистского так называемого «Центрального управления по еврейской эмиграции», от которого в декабре 1938 получила разрешение на вывоз 600 еврейских детей при условии организации их выезда в течение 5 дней. Кроме того Эйхман поставил следующие условия: только один чемодан, одна сумка, одна фотография и не больше 10 рейхсмарок наличными, вывоз всего остального, в том числе книг и игрушек, был запрещен. Были запрещены и проводы детей родителями, для этого родители не допускались на перрон вокзала. Несмотря на это, первый транспорт 11 декабря 1938 доставил группу детей транзитом через Нидерланды в Великобританию. Всего приняла участие в организации 74 транспортов. Во время войны участвовала в организации помощи людям, чья жизнь была под угрозой на оккупированных нацистами территориях. За свой подвиг была многократно награждена, в том числе стала офицером нидерландского ордена «Оранских-Нассау», израильской «Праведницей мира», стала почетным гражданином Амстердама. Ее именем был назван благотворительный фонд для умственно отсталых детей. Во многих городах и селах Нидерландов улицы названы ее именем. Написала книгу воспоминаний. Раввин Шонфельд, Соломон, среди прочего, помог отослать в Англию из Вены около 300 детей ортодоксальных евреев, предоставив личные финансовые гарантии британскому правительству. Шонфельд настаивал на том, чтобы дети размещались в ортодоксальных британских семьях. Розенхайм, Кете родилась в семье неортодоксального немецкого врача еврейского происхождения. Последнее место работы-ответственный референт по благотворительности в полицейском управлении Берлина. После 1933 была уволена как еврейка. Активно участвовала в деятельности «Благотворительного общества евреев в Германии» и организации «Киндертранспорта». Несмотря на возможность эмиграции (несколько раз сопровождала детей в Великобританию), осталась в Германии. В 1941 ей с матерью удалось бежать через Францию, Испанию, Португалию и Кубу в США. После войны являлась сотрудницей органов социального обеспечения. В 1940 году британское правительство распорядилось об интернировании всех мужчин 16-70-летнего возраста из вражеских стран-так называемых «дружественных иностранцев из враждебных стран». Многие из детей, кто прибыл в предыдущие годы через «Киндертранспорт», в это время достигли 17-летнего возраста и были интернированы. Около 1000 из них были поселены в специальных временных лагерях, многие из которых располагались на Острове Мэн. Около 400 были перевезены за границу, в Канаду и Австралию. По достижении в лагере для интернированных 18-летнего возраста им предлагалась возможность устроиться на важную для ведения войны работу либо войти во вспомогательные армейские Королевские пионерские корпуса. Около 1000 немецких и австрийских беженцев «Киндерстранспорта», ставшие теперь совершеннолетними, отправились на службу в британские вооруженные силы, в том числе и в боевые части. Несколько десятков вошли в элитные подразделения, где могли должным образом применить свои языковые навыки и эффективно использовать их в день-Д и последующих за ним сражениях на союзном фронте. Интернирование британцами «дружественных иностранцев из враждебных стран» носило временный характер (обычно до нескольких месяцев). Аналогичные, но гораздо менее организованные действия предпринимались и в США. Операция известна под названием «Тысяча детей», и ее результатом стала доставка в США в период между ноябрем 1934 и маем 1945 года около 1400 еврейских детей в возрасте от 14 месяцев до 16 лет. Как и спасенные «Киндертранспортом», они были вынуждены оставить в Европе своих родителей. В 1939 году сенатор Роберт Ф. Вагнер и конгрессмен Эдит Роджерс представили в Конгрессе «Закон Вагнера-Роджерс». Его основной целью было сделать возможным вывоз в США с территории нацистской Германии 20 000 еврейских детей в возрасте до 14 лет без сопровождения родителей. В феврале 1939 года этот законопроект не получил одобрения Конгресса. Одним из аргументов против принятия законопроекта было то, что разлучение детей с родителями, по мнению конгрессменов, противоречило «заповедям Бога». В отличие от британского правительства, которое отказалось от многих миграционных требований для «Киндертранспорта», правительство США на такие меры не пошло. Более того, документально подтверждено, что Государственный департамент намеренно осложнил условия получения въездной визы для любого из еврейских беженцев. «My Knees Were Jumping: Remembering the Kindertransports»-документальный фильм о «Киндертранспорте». Был номинирован на Большой приз жюри кинофестиваля Сандэнс в 1996 году. В 1998 году был выпущен в широкий прокат. Режиссер Мелисса Хакер является дочерью костюмера Рута Морли, прошедшего в детстве через «Киндертранспорт». В роли рассказчика выступила Джоан Вудворд. Фильм «В чужие руки: Истории Киндертранспорта» был выпущен студией Warner Bros. Pictures. В роли рассказчика выступила Джуди Денч. В 2001 году фильм получил Оскар в номинации «Лучший документальный фильм». Существует также книга с одноименным названием. Продюсером проекта выступила Дебора Оппенгеймер, дочь спасенного через «Киндертранспорт». Режиссер, Марк Джонатан Харрис, является обладателем трех премий Оскар. «Дети, которые обманули нацистов»-британский документальный фильм от Сью Рид и Джима Гоулдинга. В роли рассказчика выступил лорд Ричард Аттенборо. Впервые был показан на канале Channel 4 в 2000 году. «Киндертранспорт: Пьеса»-пьеса Дианы Сэмюэлс, в которой была показана жизнь детей «Киндертранспорта» во время и после войны. Среди прочего, в ней показаны психологические травмы и душевные метания, которые возникали у многих детей после их полной интеграции в английские приемные дома и появления в их жизни настоящих родителей либо получения известия об их гибели. В романе «Остаток дня» и в его последующей экранизации рассказывается среди прочего о двух девочках-подростках, которые были приняты в семью лорда Дарлингтона. Они были выставлены на улицу после того, как Дарлингтон прочел работу Хьюстона Стюарта Чемберлена и проникся нацистскими идеями. В романе «Аустерлиц» англо-немецкого романиста Винфреда Зебальда рассказывается о человеке, который в юном возрасте был эвакуирован по программе «Киндертранспорт» и воспитывался валлийским пастором. Он пытается узнать больше о своем прошлом и возвращается в Прагу, где находит человека, знавшего некогда его мать, восстанавливает в памяти свое путешествие на поезде. «Sisterland», юношеский роман Линды Ньюбери, повествующий о ребенке «Киндертранспорта», Саре Рубенс. Роман был номинирован в 2003 году на получе ние Медали Карнеги.«Отправление в даль»-роман Элисона Пикка, канадского писателя и потомка европейских евреев. Является вымышленным мемуаром членов семьи евреев Судетской области, которые после бегства в Прагу используют подкуп, чтобы обеспечить место для своего шестнадцатилетнего сына в одном из поездов Николаса Уинтона. В документальном фильме «Истории Киндертранспорта» телеканала BBC One трое прошедших через «Киндертранспорт» людей рассказывают свои истории. В съемках фильма также принял участие лорд Ричард Аттенборо: в 1939 году его родители взяли в семью двух еврейских девочек, откликнувшись на призыв волонтеров «Киндертранспорта». На международных кинофестивалях в Вашингтоне, Пилсене и Атланте картина получила приз зрительских симпатий. На международном кинофестивале в немецком Вурсбюрге картина получила специальный приз. На международном кинофестивале в португальском Сетубале картина также получила специальную награду. На международном кинофестивале в Палм-Спрингсе картина номинировалась на приз зрительских симпатий.