Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВЕНСКИЕ ВАЛЬСЫ»
(Waltzes from Vienna)

Великобритания, 1934, 80 мин., ч/б, «Gaumont British Picture Corporation»
Режиссер Альфред Хичкок, сценаристы Хайнц Райхерт, Эрнст Маришка и Гай Болтон
В ролях Эдмунд Гвенн, Эсмонд Найт, Джесси Мэтьюз, Фэй Комптон, Роберт Хейл, Фрэнк Воспер, Маркус Бэррон

Фильм рассказывает о написании вальса «На прекрасном голубом Дунае» австрийского композитора Иоганна Штрауса-младшего. Молодой Иоганн, как и его отец, сочиняет музыку, но не получает признания. Он влюблен в дочку ресторатора Рейзи, но тот не одобряет увлечение юноши музыкой и заставляет его работать в пекарне. Девушка ревнует Иоганна к богатой и красивой графине Хельге фон Шталь, когда та просит юное дарование написать для нее вальс…
В интервью с режиссером Франсуа Трюффо в 1964 году, а также многих других интервью, Хичкок отзывался об этом фильме, как о самой большой неудаче в его карьере. В последующие годы было снято еще несколько фильмов, посвященных этой истории. Альфред Хичкок сказал об этом фильме: «Естественно, каждый монтаж в фильме был проработан по сценарию до начала съемок. Но более того, были проработаны и музыкальные фрагменты». В некоторых эпизодах изображения были намеренно вырезаны, чтобы соответствовать ритму музыки. Часто, добавляет Хичкок, музыка может дополнять монтаж, особенно в тихих сценах, где ее комментарий к настроению и тону иногда может быть более тонким, чем взаимодействие образов, что так важно в моменты насилия: «Киномузыка и монтаж имеют большое значение. Цель обоих-создать темп и настроение сцены, и, так же как идеальный монтаж-это тот, который вы не замечаете как монтаж, то же самое и с музыкой». Хичкок упомянул о саспенсе и использовании музыки в этом фильме: «Есть сцена диалога между молодым человеком и женщиной. Это тихая, нежная сцена. Но муж женщины уже в пути, саспенс состоит в том, чтобы то и дело прерывать образы мужа, направляющегося к дому. В безмолвные дни, когда приходил злодей, оркестр всегда играл оживляющую музыку. Вы «чувствовали» угрозу. Ну, вы все еще можете иметь это и сохранить смысл разговорной сцены. И в результате вам не нужно изобразительно настаивать на подходе мужа. Я думаю, что я использовал около шести футов пленки из трехсот футов, используемых в последовательности прихода мужа. Ощущение приближающейся кульминации может передать музыка. Именно в психологическом использовании музыки, о которой, как вы заметите, они знали кое-что до звуковых фильмов, кроются огромные возможности». Хотя Альфред Хичкок часто описывал этот фильм как самый слабый в своей карьере, он утверждал, что «Шампанское» (1928) был его наименее любимым из всех фильмов, которые он снял. Это был единственный мюзикл, поставленный Альфредом Хичкоком. Тема страха используется на протяжении всего фильма. Рейзи опасается, что она может потерять молодого Иоганна Штрауса из-за графини Хельги. Молодой Иоганн Штраус опасается, что никогда не станет успешным композитором. Пожилой Иоганн Штраус опасается, что его великая карьера композитора в будущем закончится. Принц Густав опасается, что у его жены графини Хельги роман с другим мужчиной.
«На прекрасном голубом Дунае»-один из наиболее известных вальсов австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына), написанный в 1866 году в Вене. Первоначально был создан для Венского мужского хорового общества по просьбе его руководителя Иоганна Франца Хербека, что стало первым опытом композитора в таком жанре. Подтекстовку на готовую музыку написал поэт Йозеф Вайль, сотрудник этого хора. Премьера произведения состоялась 15 февраля 1867 года в венском концертном зале. По общему мнению, слабым местом вальса оказался именно текст, и Штраус создал инструментальную версию, получившую особую известность после его выступления во время проведения парижской Всемирной выставки 1867 года. Со временем вальс обрел широкую популярность, стал считаться неофициальным гимном Австрии и ее столицы. Он традиционно исполняется на бис в Новогоднем венском концерте Венского филармонического оркестра, который проводится 1 января в Золотом зале здания Венского музыкального общества. Первоначально вальс был написан для Венского мужского хорового общества, основанного в 1844 году. Новый этап в развитии коллектива наступил в 1856 году, когда его хормейстером стал Иоганн Франц Хербек. Он изменил непритязательный репертуар, включив в него произведения композиторов-классиков, среди которых особенного пропагандировал творчество Франца Шуберта. Хербек обратился к Штраусу с просьбой создать вальс для его хора, однако первоначально такое предложение вызвало настороженное отношение со стороны композитора. Одним из аргументов в пользу такого опыта для музыканта стала аранжировка вальса «Елизавета» Штрауса-старшего, осуществленная незадолго до этого Густавом Альбертом Лорцингом. Его премьера прошла в театре «Ан дер Вин» и хоровая версия имела успех у публики. «Король вальсов» согласился и предложил ранее испробованный в музыкальной практике вариант: он создаст вальс и только после этого к нему напишут подтекстовку. Предполагается, что в это время композитор, или кто-то из его окружения, ознакомился со стихотворением «На Дунае» из сборника «Тихие песни» (1840) австрийского поэта Карла Исидора Бека. Среди прочего там присутствовали слова «На Дунае, на прекрасном голубом Дунае». Эти стихи послужили толчком к написанию вальса и отразились в его названии. Слова на уже созданную музыку вальса Штрауса написал постоянный сотрудник хорового общества поэт Йозеф Вайль. Считается, что вальс был создан в квартире Штрауса на Пратерштрассе, 54, в венском районе Леопольдштадт, которая была его резиденцией с 1863 по 1870 год. Там в настоящее время находится персональный музей композитора-Квартира Иоганна Штрауса, также известный как «дом Дунайского вальса». Дом композитора находился недалеко от реки Дунай и, вероятно, прогулки по набережной могли послужить дополнительным источником вдохновения. В основу тематического материала были положены некоторые предшествующие произведения композитора, в частности, темы из его раннего вальса «Волны и водовороты». После ознакомления с сочинением Хербек пришел в восхищение и не переставал хвалить его музыкальные достоинства. Однако слабым местом, по общему мнению, были неудачные, несоответствующие характеру легкой музыки стихи Вайля. Они получились злободневными, политизироваными в связи с состоянием австрийского общества во второй половине 1860-х годов. Это было вызвано поражением в июле 1866 года в битве при Садовой-генеральном сражении австро-прусской войны. Через месяц после этого был подписан Пражский мирный договор, завершивший эту крайне неудачную для родины Штрауса войну. Эти факты нашли отражение в тексте Вайля, о чем свидетельствуют первые стихи. Далее по тексту встречаются такие пассажи: «очень плохи дела с финансами, но сейчас карнавал, и дайте нам заняться танцами». А также: «Крестьянин почесывается-времена тяжелые», а «толстосум домовладелец очень огорчен: все квартиры стоят пустые». Премьера «На прекрасном голубом Дунае» состоялась 15 февраля 1867 года в венском крытом бассейне Dianabad, который в холодную пору года использовался как концертный и бальный зал. По распространенной точке зрения автор музыки на ней не присутствовал. Вальс встретил противоречивый прием у венской публики и критики. Существуют различные версии о степени успешности исполнения, которые находятся в диапазоне от неуспеха и до очень теплого приема. По оценке советского музыковеда Евгения Мейлиха: «Во всяком случае, вальс, по требованию слушателей, был повторен, премьера прошла если не лучше, то и не хуже других штраусовских премьер». По легенде после концерта Штраус сказал: «В конце концов, черт с ним, с этим вальсом! Жаль только коду: она, по-моему, вполне удалась и заслуживает похвалы». Через две недели венский издатель Спина выпустил вокальную аранжировку в сопровождении фортепиано. 10 марта 1867 года в Фольксгартене прошло первое представление оркестровой версии силами оркестра Штрауса. Также на протяжении трех месяцев «Голубой Дунай» неоднократно звучал в исполнении хора Хербека и в оркестровом варианте. Через несколько месяцев Штраус представил чисто инструментальную версию вальса на Всемирной выставке в Париже, где его выступление имело огромный успех. В удачном представительстве Штрауса были заинтересовано политическое руководство Австрийской империи, пытавшееся поправить международное положение после поражений в предыдущих двух войнах. Однако композитор не сумел прибыть в столицу Франции со своей знаменитой капеллой, у которой были действующие контракты, и вынужден был дирижировать берлинским оркестром Беньямина Бильзе. В честь композитора директор газеты Le Figaro устроил званый прием, где присутствовали знаменитые французские литераторы и композиторы. В благодарность Штраус устроил ответный прием. На нем было исполнено его новое произведение-полька «Фигаро», а после него и «На прекрасном голубом Дунае». Это выступление ознаменовалось большим успехом, а вальс был повторен на бис. Через несколько дней французский писатель Жюль Барбье написал свою версию текста. Она и ноты были опубликованы в специальном приложении к газете Le Figaro. После такого торжества Штрауса ждал триумфальный прием и в Лондоне. На волне беспримерного успеха вальса был опубликовано миллион экземпляров нот и это при том, что обычно тираж музыкальных произведений в издательстве композитора составлял 5000-10 000 экземпляров. Поклонник музыки и близкий знакомый Штрауса венский композитор Иоганес Брамс, ознакомившись с нотами вальса, надписал под темой вальса для Адели Штраус: «К сожалению, не мое». Высокую оценку дал произведению взыскательный австрийский критик Эдуард Ганслик, в частности, отметивший, что вальс «не только пользуется беспримерной популярностью, но приобрел значение определения для всего, что есть в Вене красивого, милого, веселого». Также по его словам, для австрийцев это не просто сюита «красивых вальсов, а подлинно патриотическая народная песня без слов»: «Где бы на далекой чужбине ни встречались австрийцы, эта мирная Марсельеза является песней их союза, их отличительным паролем. Эта мелодия звучит проникновеннее и теплее самых лестных слов, которые могут быть сказаны о Вене». По форме произведение представляет собой выработанный Штраусом и его предшественниками венский вальс, состоящий из интродукции, сюиты из пяти вальсов и заключительной яркой кодой. По оценке Льва Ауэрбаха «гирлянда вальсов изумительно хороша»:
Здесь щедрый мелодический дар Штрауса, его умение изобретать все новые и новые танцевальные ритмические фигуры в рамках единого генерального ритма вальса, мастерство композитора-симфониста, умеющего развертывать музыкальное действие в нескольких плоскостях, оттенять основные темы выразительными подголосками, тонко пользоваться инструментальными красками-все это проявилось полно и всесторонне. Особенно должно быть подчеркнуто мелодическое богатство: в одном вальсе более десяти прекрасных мелодий; все они мажорны, отличаются светлым, жизнерадостным колоритом, вместе с тем они контрастны — от широкой распевности, плавного и спокойного движения до остроимпульсивной, стремительной полетности-и воплощают самые различные оттенки радостного, праздничного настроения. Фортепианная обработка вальса, выполненная А. Шульцем-Эвлером, пользовалась популярностью как виртуозное сочинение и записана такими пианистами, как Иосиф Левин, Эрл Уайлд, Хорхе Болет, Марк Андре Амлен.
Иоганн Батист Штраус II (1825-1899)-австрийский композитор, дирижер и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт. Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Его прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720-1800) из Буды (часть Будапешта) был евреем, принявшим католичество. Данный факт позже, с помощью фальсификации документов, пытались скрыть нацисты, называвшие музыку Штрауса «немецкой». Двое из четырех братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами. Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. В 1844 году Иоганн-младший завершил свое музыкальное обучение у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он все-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав все свое состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей. После развода родителей при поддержке своей матери сын смог полностью сосредоточиться на карьере композитора. Вскоре Штраусу удается набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в черный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка). Еще больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали. 1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счет полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединенный оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех. Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша. Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее». 1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижером летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьезное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской (1837-1920), но родители Ольги Василий Николаевич и Евдокия Акимовна Смирнитские воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус-Ольга Смирнитская. 100 писем о любви». В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с офицером Семеновского полка Александром Степановичем Лозинским (1840-1920), женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц». Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа. Конец 1860-х-начало 1870-х годов: расцвет штраусовского гения. В этот период он создает свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868), лучшие оперетты. 1870: Штраус отказывается от придворных обязанностей (передает их брату Эдуарду) и посвящает себя оперетте. Неожиданно, в возрасте 43 лет умирает брат Йозеф. В 1870-е годы оркестр Штрауса гастролирует по Великобритании, Франции, США. На Бостонском музыкальном фестивале Штраус ставит мировой рекорд, управляя оркестром более чем из 1000 музыкантов. В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту «Индиго и сорок разбойников», хорошо принятую публикой. Всего он написал 15 оперетт. 1874: новая оперетта «Летучая мышь» поначалу большой популярности не имеет, но все же многие годы не сходила со сцены венских театров. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург). 1878: через шесть недель после смерти Йетти Штраус женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих. Вскоре этот брак распался. В 1882 году Штраус женится в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира Антона Штрауса. Она была еврейкой и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус становится протестантом-евангелистом и принимает германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского. Окончательно брак с Аделью был оформлен в 1887 году. Штраус посвятил жене вальс «Адель». Их совместная жизнь сложилась удачно. Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было. 1880: Штраус едет в Париж проводить в последний путь Оффенбаха. 1885: новый шедевр: оперетта «Цыганский барон», по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи. Музыка оперетты наполнена отчетливым венгерским колоритом. Это самая «оперная» из оперетт Штрауса. 1895: 70-летие Штрауса отмечает вся Европа. Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены. Все свое состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге. После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноименный вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело. За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.