Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«БАШНЯ. ЯСНЫЙ ДЕНЬ»
(Wieza. Jasny dzien)

Польша-Чехия, 2017, 106 мин., «Centrala/Dolnoslaski Konkurs Filmowy/Dreamsound Studio»
Режиссер и сценарист Джагода Желк
В ролях Анна Кротоска, Малгоржата Сжербовска, Анна Зубржиски, Дорота Лукасевич, Рафаль Килуч, Лайла Хеннесси

Муля живет с мужем, больной матерью и дочкой Ниной в сельском доме. В выходные, предшествующие первому причастию Нины, к ним приезжают брат с семьей и Кая-младшая сестра Мули, которая внезапно исчезла шесть лет назад. Кая-биологическая мать Нины. Муля опасается, что неуравновешенная Кая хочет отобрать у нее ребенка. Остальные члены семьи, сначала держащиеся на расстоянии от Каи, начинают верить в примирение сестер, что еще больше раздражает Мулю. Она решает выгнать сестру из дома. Но в день первого причастия Нины сестры мирятся. Однако есть и другая причина, почему вернулась Кая…
Семейная драма. Явившаяся после шестилетнего отсутствия биологическая мать и ее старшая сестра как бы делят ребенка. Истинная же проблема-в недостатке любви, обращаемой семейством на старшую сестру с самого ее детства и по сей день. Она у них рабочая лошадь, а младшенькую, видите ли, просто так любят и эмоционально поддерживают. Разумеется, старшую на этой почве склинило, да и младшая наивную непонимашку из себя корчить не стала, и все заверте. То есть, все бы заверте, но тут пошли титры. В тегах пишут «триллер»-и тем сильнее недоумение неподготовленных зрителей от воистину сногсшибательного финала. В нехорошем смысле сногсшибательного. Полный зал народу оказался един в недоуменных смешках. Это потому, что российский зритель смотреть настоящее польское авторское кино не обучен. Но раззудись плечо, мне для вас ничего не жалко. Поэтому вот универсальный спойлер, как смотреть правильно и не чувствовать себя в глупом положении, читая внезапные титры. Ссылки на большое почтение автора к Йоргосу Лантимосу, Ларсу фон Триеру или Роману Полански сразу пропускайте как несущественные. Один грек, другой датчанин, третий оторвался от корней радикально и вызывающе. Грамотный, подкованный зритель всегда помнит, что авторитетом для настоящего польского автора может быть только другой настоящий польский автор. Иначе какой же это настоящий польский автор? Анджея Вайду как эталон для настоящего польского автора вычеркивайте смело. Ровно по той же причине, по какой Акира Куросава не эталон для настоящего японского автора. Нужное секретное имя-Тадеуш Конвицкий, прозаик, сценарист и кинорежиссер. Не бойтесь спорить на деньги, все равно не ошибетесь. У пана Тадеуша есть один такой фильм для самых яйцеголовых, называется «Как далеко отсюда, как близко» (1971), так это вообще всем спойлерам спойлер и в принципе мне следовало с него и начать лекцию. Если конспективно: у Конвицкого в кадре все персонажи, а их десятки-мертвецы, не осознающие, что они таковые (но узнаете вы об этом только в финале, а в целом речь идет о поколении, истребленном в ходе второй мировой). «Шестое чувство» Шьямалана на этом фоне-сочинение школьника «Как я провел лето» (поверь, малыш, если ты не бухал и не тратил карманные деньги на падших женщин, тебе вообще не о чем рассказать людям). В общем, поляков настолько волнуют непрожитые, недожитые жизни соотечественников в бойнях 20 века, что их посмертия включаются в общий поток национальной истории. Русскоязычный зритель на такое не натренирован. Хотя уже, в принципе, согласен с тем, что у покойников может наблюдаться потребность продолжить и завершить свои земные дела. Сходную с польской травму коллективного бессознательного отечественная культура перерабатывала иначе-как обостренное переживание живыми брешей в своих рядах. Вот, например, поэт Твардовский самовыразился:
Я знаю никакой моей вины
В том что другие не пришли с войны
В том что они кто старше кто моложе
Остались там и не об этом речь
Что я их мог но не сумел сберечь
Речь не о том но все же все же все же
Когда же была сделана попытка постоять на польской полянке, русский фильм-заимствование из Конвицкого-«Сошедшие с небес» (1986, тоже на тему нереализованного потенциала истребленного поколения)-получился а ля мейнстримная драма, скучный и пафосный. Да и вообще в РСФСР тема искусственной депопуляции и отрицательной селекции воспринималась как крайне нежелательная, потому что к почтенным и уважаемым коллективным травмам 1940-х годов немедленно приплюсовались коллективные травмы 1938 года и так далее в обратном порядке до Брестского мира. Поляки же свою линию гнули последовательно и уже, как вижу, добрались до темы соотечественников, не рожденных в мирные времена вследствие абортов. То есть, вследствие абортов или еще каких-то причин. Поскольку действие фильма «Башня. Ясный день» происходит в Бескидах, из-за этого возможны всякие дополнительные варианты, связанные с послевоенной этнической депортацией и всяким таким. Конкретно про Бескиды в интернете пишут, что там что-то не то с лемками. Тут я совершенно некомпетентен, да и абортов самих по себе мне лично для истолкования сюжета вполне достаточно. В любом случае, содержание фильмов про мертвецов, которые пока не осознали своего положения и старательно имитируют жизнь-содержанием таких фильмов всегда являются дезориентированность, поиск хоть какой-нибудь внешней угрозы, беспричинное беспокойство и нервные срывы. На самом общем уровне это, конечно, эмоциональная зависимость сценаристов от религиозного воспитания, обращенность в прошлое и недоверие к будущему. Смотреть такие фильмы без иммунитета к невротизирующим умственным построениям не рекомендуется. Так что пока зрители вокруг меня прикидывали, показывают им семейную драму или уже начались триллер, ужасы и детектив, я с оттенком усталой обреченности мысленно каталогизировала признаки настоящего польского авторского кино. Еще спойлер: главнейшим из признаков является алогичный монтаж, который не служит целям залихватского украшательства, а демонстрирует тревожные сбои матрицы. Матрицы? Ты сказала, Матрицы?! О да. И в этом смысле все не так безнадежно высокодуховно, ведь такого рода обкатывание представлений о виртуальной реальности (а что такое экранная жизнь после смерти, как не виртуальная реальность персонажей?) все-таки небесполезно.