Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Иммигрантка из Чехословакии Сельма, которая очень любит мюзиклы,
работает на заводе и живет с сыном в съемном трейлере. У Сельмы тяжелая
болезнь, из-за которой она теряет зрение. Этот же недуг поражает и ее сына.
Сельма скрывает свою болезнь и пытается работать вслепую, чтобы заработать
деньги, необходимые для лечения сына…
Действие происходит в США (штат Вашингтон) в 1964 году. Главная героиня
фильма-иммигрантка из Чехословакии Сельма, которая очень любит мюзиклы.
Она работает на заводе и живет с сыном в трейлере, который снимает у городского
полицейского. От тяжестей жизни она находит спасение в своих музыкальных
фантазиях. У Сельмы тяжелая болезнь, следствием которой является прогрессирующая
потеря зрения. «А на что смотреть-то?»-говорит она в одной из сцен. Эта
же болезнь начинает развиваться и у ее сына. Тем не менее, она тщательно
скрывает это от других, пытаясь ходить и работать вслепую, чтобы скопить
деньги, необходимые для излечения сына. В итоге, когда одна из машин на
заводе ломается из-за ее ошибки, Сельму увольняют. Полицейский, у которого
она снимает жилье, подсмотрев, где она прячет скопленные для операции деньги,
крадет их. Попытка забрать свои сбережения обратно заканчивается крайне
эмоциональным конфликтом, в ходе которого Сельма убивает полицейского, причем
по его же просьбе. Сельму обвиняют в убийстве полицейского и арестовывают.
На суде ее приговаривают к смертной казни путем повешения. В ее камеру приходит
ее ближайшая подруга и предлагает за деньги, предназначенные на лечение
сына, нанять адвоката-это, возможно, спасет ее жизнь, и казнь заменят другим
наказанием. Но тогда платить за операцию будет нечем. Сельма делает выбор:
лучше пусть ее сын живет один и видит этот мир, чем они оба будут жить слепыми.
В итоге смертный приговор приводят в исполнение…
Третий фильм трилогии фон Триера «Золотое сердце» («Рассекая волны»-«Идиоты»-«Танцующая
в темноте»). Фильм удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.
Песня Бьорк «I’ve Seen It All» номинировалась на премию «Оскар». Выход фильма
в прокат сопровождался многочисленными скандалами, а после того как стало
известно, что документальный фильм о съемках «Танцующей в темноте» под названием
«Сотни глаз» поступит в свободную продажу, Бьорк даже собиралась подать
на Ларса фон Триера в суд. Она слишком вжилась в образ Сельмы и восприняла
эту документальную ленту как вторжение в свою личную жизнь. Известно высказывание
Катрин Денев, что Бьорк еще десять лет не сможет спокойно обсуждать эту
роль и этот фильм. Изначально Джеффа должен был играть Стеллан Скарсгард,
но из-за занятости в «Абердине» он появился всего в двух сценах в качестве
доктора Сельмы. Роль Кэти по первоначальному замыслу предназначалась для
афроамериканской актрисы, но ради Катрин Денев, которая очень хотела поучаствовать
в новом проекте мэтра, фон Триер переписал сценарий. В начале фильма, в
сцене, когда рабочие покидают фабрику, около стоянки можно заметить мужчину
и женщину с двумя детьми. Женщина-это Бенте фон Триер, жена режиссера, дети-двое
сыновей Ларса фон Триера. Триер хотел появиться в фильме в камео-он должен
был играть сердитого мужчину, который отчитывает Сельму и Кэти в кинотеатре,
но потом отдал эту роль другому актеру. Имя судьи-Э. Д. Мэнтл. Это дань
уважения Энтони Доду Мэнтлу, который был оператором в трех фильмах, относящихся
к направлению Догма 95 («Торжество», «Последняя песнь Мифуне» и «Джулиан-осел»).
Оригинальная музыка для фильма написана Бьорк, тексты для песен написаны
ей самой, Ларсом фон Триером и исландским поэтом Сьоном Сигурдсоном. Кроме
того, в фильме использована музыка Ричарда Роджерса из мюзикла «Звуки музыки».
Саундтрек фильма отличается совмещением классических аранжировок со звуками
бытовых объектов, таких как заводские машины и поезда. Альбом с саундтреком
вышел в сентябре 2000 года. На альбоме отсутствует вокал актеров Дэвида
Морса, Кары Сеймур и Владицы Костича. В песне «I’ve Seen It All» партию,
исполненную в фильме Петером Стормаре, поет Том Йорк. Кроме того, тексты
некоторых песен с альбома существенно отличаются от текстов песен, прозвучавших
в фильме, что особенно заметно в треке «Scatterheart». Возможно, тексты
были изменены, чтобы не раскрывать важные детали сюжета (саундтрек поступил
в продажу раньше, чем фильм начал демонстрироваться в кинотеатрах), или
чтобы запись выглядела более самостоятельным альбомом. Трек «My Favorite
Things» на альбоме отсутствует. Композиция «107 Steps», звучащая когда Сельма
идет на эшафот, изначально называлась «141 Steps» и была немного длиннее.
Однако впоследствии фон Триер посчитал этот фрагмент фильма слишком затянутым
и сократил путь Сельмы на 34 шага. Соответственно композиция стала короче
и изменила название. Композиция «Overture» по замыслу фон Триера должна
была звучать перед началом фильма, когда в зале уже погасли огни, а занавес
еще не поднят. Но против этого выступили американские дистрибьюторы, заявившие,
что в американских кинотеатрах нет занавесов, а киномеханики могут не включить
звук, если на экране нет изображения. В итоге композиция стала звучать на
фоне коллажа акварелей Пира Киркеби, мужа Вибеке Винделов, одного из продюсеров
картины. Большая часть фильма снята на ручную цифровую камеру, чтобы создать
впечатление документальности, как и в предыдущих работах фон Триера, находившихся
под влиянием «Догмы 95». Однако фильм нельзя назвать принадлежащим к «Догме»,
поскольку ее правила, в частности, запрещали «мнимое действие» (убийства,
стрельбу и тому подобное), сюжеты, действие которых происходит в другое
время или в другой стране, и использование музыки, не звучащей реально в
снимаемой сцене. Триер отделяет музыкальные эпизоды от остальной части фильма,
снимая их на статическую камеру и с применением более ярких цветов. Реакция
критиков на фильм была смешанной. Были высоко оценены его стилистические
новшества. Роджер Эберт заявил, что «Танцующая в темноте» «разрушает стены
привычек, нагроможденные вокруг огромного количества фильмов, и возвращает
к истокам. Это смелый и дерзкий жест». Однако сюжетная линия подверглась
значительной критике. Джонатан Форман из New York Post назвал фильм «дешевой
подделкой» и заявил, что фильм «настолько безжалостен в своей манипулятивной
сентиментальности, что будь он снят в более традиционной манере режиссером-американцем,
его посчитали бы дурной шуткой». При бюджете в 13 миллионов долларов картина
в мировом прокате собрала 40 миллионов.