Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛЮБОВНИКИ АЙСЕДОРЫ»
(Isadora)

Великобритания-Франция, 1968, 131 мин., «Hakim/Paris Film»
Режиссер Карел Рейс, сценаристы Мелвин Брэгг и Маргарет Драббл
В ролях Ванесса Редрейв, Джеймс Фокс, Джейсон Робардс, Джон Фрейзер, Ладо Лесковар, Беси Лав

Сюжет фильма рассказывает историю трагической жизни Айседоры Дункан-одной из лучших танцовщиц своего времени, одной из самых свободомыслящих женщин 20-го века, в орбиту которой были вовлечены талантливейшие современники-Роден, Пикассо, Кокто, Нижинский, Дягилев, Станиславский, Сара Бернар, Анна Павлова и многие-многие другие. Удивительная, полная бурных страстей и глубоких трагедий, судьба «божественной босоножки»-величайшей танцовщицы и актрисы, которая покорила поклонников балета в Европе и Соединенных Штатах и даже завоевала «красную Россию», а вместе с ней и сердце ее замечательного поэта Сергея Есенина. В конце своей жизни Айседора Дункан диктует мемуары своему секретарю и вспоминает наиболее яркие моменты своего прошлого. С самого детства она решила посвятить свою жизнь искусству и добилась огромного успеха, прослыв революционером в мире танцев. Однако искусство и любовь редко сочетались в ее жизни, приводя к драматическим разрывам с возлюбленными. От двоих из них-художника Роджера и богатого промышленника Зингера-у нее были дети, которые погибли в результате трагического инцидента. В начале 1920-х годов произошел резкий поворот в жизни Айседоры, когда она была приглашена в Советскую Россию и повстречалась с поэтом Сергеем Есениным…
Айседоора Дункан (1877-1927)-американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Жена поэта Сергея Есенина в 1922-24 годах. В ее честь назван кратер Дункан на Венере.
Айседора Дункан родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско в семье Джозефа Чарльза Дункана (1819-1898)-банкира, горного инженера, знатока искусств и Марии Айседоры Грей (1849-1922). Была младшим ребенком в семье. Ее старшие братья-Раймонд, Августин (Огюстен), а также ее сестра-Элизабет тоже занимались танцами. Вскоре после рождения Айседоры Дункан ее отец обанкротился в результате банковских махинаций, и ее родители развелись. Семья впала в крайне бедное состояние. Ее матери пришлось переехать с четырьмя детьми в соседний Окленд, где она подрабатывала швеей и давала частные уроки игры на фортепиано. Айседора вместе со своими старшими братьями и сестрой помогали матери добывать средства на жизнь тем, что обучали местных детей танцам. Айседору, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу. В 10 лет Дункан бросила школу, которую считала бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. До 1902 года выступала вместе с Лои Фуллер, которая повлияла на формирование исполнительского стиля Дункан. В 18 лет Дункан переехала в Чикаго, где стала выступать с танцевальными номерами в ночных клубах, где танцовщицу преподносили как экзотическую диковинку: она танцевала босиком в греческом хитоне, чем изрядно шокировала публику. С 1899 года выступала в Лондоне. В 1901 году вступила в группу Л. Фуллер в Париже. В апреле 1902 года после выступления Дункан в Будапеште к ней пришел первый большой публичный успех. В 1903 году Дункан вместе с семьей совершила артистическое паломничество в Грецию. Здесь Дункан инициировала строительство храма на холме Копанос для проведения танцевальных занятий. Выступления Дункан в храме сопровождал хор из десяти отобранных ею мальчиков-певцов, с которым с 1904 года она давала концерты в Вене, Мюнхене, Берлине. В 1904 году возглавила школу танца для девочек в Грюневальде (около Берлина). В конце 1904-начале 1905 годов дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве. В 1909 году открыла школу танца во Франции. В январе 1913 года Дункан вновь выехала на гастроли в Россию. Здесь у нее нашлось немало поклонников и последователей, основавших собственные студии свободного, или пластического, танца. На волне увлечения «дунканизмом» в Санкт-Петербурге в 1914 году была организована студия музыкально-пластического движения «Гептахор», просуществовавшая до начала 1930-х годов. В 1921 году нарком просвещения РСФСР Луначарский официально предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку. Дункан была переполнена радужных планов насчет жизни и творчества в новой, свободной от предрассудков и отметающей все старое стране большевиков: «Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной!». Несмотря на правительственную поддержку, в послереволюционной России Дункан столкнулась с тяжелыми бытовыми проблемами, такими как голод, отсутствие отопления. Большую часть денег для школы ей пришлось добывать самостоятельно. Самой танцовщице отвели для пребывания реквизированную квартиру балерины Александры Балашовой, в это время бывшей за границей и по чудесному стечению обстоятельств поселившейся в бывшей квартире А. Дункан. В октябре 1921 года Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным. Несмотря на разницу в 18 лет, 2 мая 1922 года они оформили официальный брак, и Дункан приняла советское гражданство. Однако, он не говорил по-английски, а она едва изъяснялась по-русски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Айседору в турах по Европе и США. Обычно, описывая этот союз, авторы отмечают его любовно-скандальную сторону, однако этих двух художников, несомненно, сближали и творческие отношения. Тем не менее, Есенин уехал в Москву в августе 1923 года, Дункан же покинула Россию навсегда в 1924-ом. Их брак распался, не просуществовав даже и двух лет
В 1904 году Дункан познакомилась с театральным режиссером-модернистом Эдвардом Гордоном Крэгом, стала его любовницей и родила от него дочь. На концертах в Санкт-Петербурге (1905 год) и Москве познакомилась со Станиславским. Дункан воспитывала и своих, и удочеренных ею детей. Дочь Дердри (1906-1913) от режиссера Гордона Крэга и сын Патрик (1910-1913) от бизнесмена Париса Зингера погибли в автомобильной катастрофе. В 1914 году родила мальчика, но он скончался спустя несколько часов после рождения. Айседора удочерила шесть своих учениц, среди которых была Ирма Эрих-Гримм. Девочки-«изадорабли стали продолжательницами традиций свободного танца и пропагандистками творчества Дункан. После отъезда Айседоры школой руководила ее приемная дочь Ирма Дункан (до 1928 года). Школа просуществовала до 1949 года.
Айседора трагически погибла в Ницце, из-за попадания обмотанного вокруг шеи длинного шелкового шарфа в спицы колеса автомобиля Amilcar CGSS, на котором она совершала прогулку. Шарф буквально выдернул ее из автомобиля и сломал шею. Утверждалось, что ее последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе». Согласно другим источникам, она сказала «Я иду к любви»-подразумевая водителя, Бенуа Фалькетто, а версию со славой выдумала из соображений этического характера ее приятельница Мэри Дести, к которой были обращены эти слова. Прах Айседоры Дункан покоится в колумбарии на кладбище Пер-Лашез. Айседора Дункан вдохновлялась античным искусством, идеями У. Уитмена, Р. Вагнера, Ф. Ницше. В своих композициях она импровизировала, используя музыку Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, К. В. Глюка, П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, а также мелодии революционных песен. Танцевала босиком в легких полупрозрачных хитонах. Движения ее танца напоминали рисунки древних фресок и вазописи. Дункан пыталась вернуть танцу его изначальную естественность и красоту выражения. В основе ее творческого метода лежал принцип самовыражения свободной личности. Используя систему Ф. Дельсарта, создала собственный стиль с элементами хореографического импрессионизма. Благодаря ей свободный танец утвердился как особый вид искусства. Искусство Айседоры Дункан оказало большое влияние на развитие русского балета и помогло реформе академического танца. Дункан была не просто артисткой и танцовщицей. Ее стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Она, как и ее единомышленницы, мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Особое влияние на Дункан, как и на все ее поколение, оказал Ницше. В ответ на его философию Дункан написала книгу «Танец будущего». Как Заратустра у Ницше, люди, описанные в книге, видели себя пророками будущего. Дункан писала, что новая женщина выйдет на новый интеллектуально-физический уровень: «Если мое искусство символично, то символ этот-только один: свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». Дункан подчеркивала, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителей, импульсом для появления танца должен стать язык души. «Я бежала из Европы от искусства, тесно связанного с коммерцией. Кокетливому, грациозному, но аффектированному жесту красивой женщины я предпочитаю движение существа горбатого, но одухотворенного внутренней идеей. Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза «красота линий» сама по себе-абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели». Дункан поставила перед собой задачу по созданию «танца будущего», который должен был стать результатом «всего того развития, которое человечество имеет за собой». Главным его источником послужила античность, по известному выражению В. Светлова, Дункан явилась «Шлиманом античной хореографии».