Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЦАРЬ ДАВИД»
(King David)

Великобритания-США, 1985, 114 мин., «Barclays Mercantile Industrial Finance/Paramount»
Режиссер Брюс Бересфорд, сценаристы Эндрю Биркин и Джеймс Костиган
В ролях Ричард Гир, Эдвард Вудворд, Денис Куилли, Алиса Крайдж, Найл Багги, Чери Лунги, Джон Кастл, Ян Сирс

XI век до н. э. Пророк Самуил обличает Саула в том, что царь недостаточно ревностно исполняет указания Бога Израиля. Саул пытается оправдываться, но пророк помазывает нового правителя Земли Обетованной-Давида, сына Иессея. Юноша сражает филистимского великана Голиафа и за несколько лет становится знаменитым полководцем, которому царь отдает в жены свою дочь Мелхолу, а Ионафан становится его лучшим другом. Однако народная любовь к сыну Иессея вызывает у Саула ярость и стремление убить зятя. Давиду приходится бежать и даже стать слугой у филистимского царя Анхуса. Тем временем Саул и Ионафан отправляются на битву с врагами, но, несмотря на доблесть воинов израильтяне терпят сокрушительное поражение. Давид становится царем, однако его правление отнюдь не оказывается безоблачным. Сперва Мелхола отказывается признавать Давида мужа и высмеивает его за пляски при переносе ковчега, затем сын Амнон насилует свою сестру Фамарь, что вызывает месть со стороны Авессалома. Давид оказывается вынужден изгнать юношу. Однажды царь видит прекрасную женщину Вирсавию, которая является женой одного из его офицеров Урии. После гибели того на войне, Давид женится на вдове, однако пророк Нафан обличает царя в том, что он подстроил смерть своего солдата. Кульминацией невзгод правителя является восстание против отца Авессалома…
Экранизация библейского предания о пастухе Давиде, который в молодости одержав победу над великаном Голиафом, взошел на трон древнего Израиля. Рассказ о судьбе легендарного царя охватывает также великое объединение северных и южных племен Израиля, предательство сына и историю любви Давида к красавице Вирсавии, ставшую одной из излюбленных тем в мировом искусстве.
Давид-второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея из Вифлеема. По Библии, царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царем Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года-царем объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). По хронологии, даты правления: 1055-1015 год до н. э.. Образ Давида представляет собой образ идеального властителя. Историчность царя Давида является предметом научной дискуссии. Согласно библейским пророчествам, из рода Давида (по мужской линии) должен произойти Мессия. Согласно еврейской традиции, Мессия должен прийти в будущем, согласно христианскому Новому Завету, Мессия из рода Давида уже явился, и это Иисус Христос.
Давид был младшим из восьми сыновей Иессея-вифлеемлянина из колена Иуды, правнуком Вооза и моавитянки Руфи. Он был белокур, красив, румян, силен, красноречив и хорошо играл на лире. Будучи пастухом, Давид показал себя человеком надежным и смелым, побеждая льва и медведя, защищал своих овец. Когда Бог отверг царя Саула за непокорность, Он послал пророка Самуила помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошел Дух Божий и почивал на нем. Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре успокаивал царя Саула. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору. Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана, а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида». Со временем подозрения укрепились, и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности, во время которой Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьем, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. Самуил привел Давида в убежище, где было сильное присутствие Бога. Там в Навафе сонм пророков фокусировался на Боге. Атмосфера изменилась, так что убийцы, посланные Саулом, тоже стали пророчествовать, а вместе с ними и сам царь Саул был исполнен Духа Божия. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно. Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч Голиафа от священника Ахимелеха в Номве, а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф. Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным. Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка Гада Божье повеление идти в землю Иуды. Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повел его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар, единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника. Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары. Оказавшись в немилости у царя Саула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам, ища покровительства их короля Анхуса, властителя города Геф. Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг, который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили местное население, а часть добычи отсылали филистимлянскому царю Анхусу. Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения князей помешали включить отряды Давида в войска филистимского вторжения. В это время Давид отправил очередной трофей, захваченный у амаликитян, своим друзьям, иудейским старейшинам и послал из добычи к старейшинам Иудиным, друзьям своим, говоря: «вот вам подарок из добычи, взятой у врагов Господних». Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при Гелвуе. Воспользовавшись временным вакуумом власти, Давид во главе вооруженного отряда прибыл в иудейский Хеврон, где колено Иуды на собрании провозгласило его царем иудейским, что означало фактическое отделение Иудеи от Израиля, царем которого был провозглашен сын Саула Иевосфей. Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года и завершилась победой Давида. Старейшины Израиля пришли в Хеврон и избрали Давида царем над всем Израилем. К тому же периоду времени относится желание Давида вернуть ковчег завета, который ранее был захвачен филистимлянами, а позднее отослан ими обратно в Израиль по причине большого количества наростов, поразивших филистимлян. В конечном итоге, Давиду удалось это осуществить-он вернул ковчег из Гефа. Интересно, что третьей частью армии Давида командовал Еффей-военачальник из того же филистимлянского города, из которого также происходил Голиаф, и в котором когда-то скрывался от преследований Саула сам Давид. То есть один из трех маршалов Давида был филистимлянином. В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей: первенец Амнон, Далиуа, Авессалом, Адония, Сафатия и Иефераам. Первым крупным предприятием Давида стала война с иевусеями, в результате которой он захватил Иерусалим и перенес туда столицу своего государства. Давид заключил союз с тирским царем Хирамом, который помог ему построить в Иерусалиме деревянный терем. В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и Соломон. После объединения Израиля Давид превратил иевусейский Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив ковчег завета в скинии на горе Сион. Пребывание в филистимлянской земле в отрыве от израильской религиозной традиции привело к тому, что израильтяне недоумевали, когда Давид плясал перед Господом, одетый лишь в льняной ефод. Однако Давид категорически отвергал человеческие жертвоприношения и служения истуканам. Богослужения стали более экзальтированными и музыкальными, поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял псалмы. Давид объединил священников под началом первосвященников и включил их в состав государственного аппарата. Богослужения стали проводиться дважды в день, а ротацию священников определял жребий и очередность. Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана. Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом-Храм. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови. Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы. Поскольку в это время на Израиль, в наказание за перепись населения, предпринятую Давидом, была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простертым на Иерусалим-на гумне Орны-иевусеянина. Тем самым Давиду было указано место, на котором Соломон позже начал строительство Храма. Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал Моав. Затем Давид начал победоносную войну против арамеев, чьи полукочевые царства (Сува, Дамаск, Беф-Рехова) располагались на территории Сирии. Сирийский поход вывел Давида к берегам Евфрата и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям меди. На юге он присоединил Идумею. С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями, которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву. Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населенных филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной. Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давид создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца.
Далее мы узнаем о советниках царя, о чиновниках, управлявших царским имуществом, и о надзирателе за сбором податей. Наряду с начальниками над отдельными коленами, действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники. Давид произвел также всеобщую перепись народа, которая, однако, была противна воле Господней и не была завершена. Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев, наемников критского и филистимского происхождения. Особое положение занимали храбрые Давида-его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них (Иоав, Авесса, Ванея) заняли впоследствии высшие командные должности. Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною». Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти. В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями. Давид оказал милость Мемфивосфею ради клятвы Ионафану именем Господним. На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Бат-Шева, жена Урии, одного из его военачальников. Давид приказал слугам привести Бат-Шеву и вступил с ней в близость, а затем отослал ее домой. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал ее мужа из похода надеясь, что после долгого воздержания он войдет к ней и грех прелюбодеяния будет сокрыт. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом. Давид отправил Урию обратно в войско, послав с ним письмо, где повелел: «Поставьте Урию в место самого жестокого сражения и отступите от него, чтобы он был сражен и умер». Вскоре царю сообщили, что Урия погиб. И когда истек срок траура, он взял Бат-Шеву в жены и Бат-Шева родила царю сына. Спустя время, Бог, не увидев раскаяния Давида за грех прелюбодеяния, послал к нему Пророка Нафана с притчей: «В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его. От хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. И пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему». Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты-тот человек. Пророк Нафан вопрошал Давида от имени Бога: «Отчего же ты пренебрег словом Господа, сделав злое в Моих глазах: хитийца Урию ты убил мечом, а его жену взял себе в жены?!». Таким образом, Давид сам того не ведая, навлек на себя смертный приговор, поскольку справедливо пожелал смерти «тому человеку» (себе, то есть), но раскаялся. И пророк сказал: «Господь снял твой грех-ты не умрешь. Но поскольку этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын». Но Давида еще ожидали четыре кары Божьи («за овечку он должен заплатить вчетверо»): Смерть младшего сына. Изнасилование дочери Фамарь старшим сыном Амноном. Смерть Амнона от руки его же брата Авессалома. Предательство и смерть Авессалома от руки воинов Давида. Прощение Давиду распространилось и на брак с Бат-Шевой, от которой родился еще один сын, преемник Давида-Соломон. Незаконная связь с Бат-Шевой повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Согласно талмудическому толкованию, жена Урии-хеттийца была на тот момент формально не замужем, так как в армии Давида был обычай: каждый, кто уходил на войну, давал жене гет (разводное письмо). Если муж не возвращался с войны, то жена считалась разведенной с момента вручения разводного письма. Урия дал своей жене гет, отправляясь на войну, и поэтому связь с Бат-Шевой не была грехом против Урии. Поразившая Давида болезнь (в течение шести месяцев его тело было покрыто язвами) стала наказанием за его проступок. И хотя в отношении самой Бат-Швы он не нарушил требований закона, его грех заключался в том, что он «убил Урию мечом аммонитян»-то есть послал его на верную смерть. А смертная казнь была заменена Давиду на болезнь, ведь пораженный язвами цараат подобен мертвому-то есть эта болезнь имеет искупительную силу смерти. В браке с Бат-Шевой вскоре родился преемник Давида-Соломон. Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь. Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился Авессалом и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в Гессур, где пробыл три года (970-967 год до н. э.). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авессалом был прощен и смог возвратиться в Иерусалим. Однако Авессалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царем. Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида», то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивления и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авессалом начал преследовать своего отца и в лесу Ефремовом произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон. Но власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Савей. Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил Адония-следующий по старшинству сын Давида. Пророк Нафан и Вирсавия настояли, чтобы стареющий Давид передал власть Соломону, что и было сделано. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребен в Иерусалиме, на горе Сион, где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря. Историчность царя Давида, так же как и историчность единого Израильского царства, является предметом дискуссии историков и археологов. Долгое время считалось, что хотя отсутствуют прямые свидетельства существования Давида и единого Израильского царства, и многие детали библейского рассказа о Давиде носят характер легенды, история прихода Давида к власти хорошо соотносится с археологической действительностью. В частности, к завоеваниям Давида относили археологические свидетельства уничтожения бывших филистимских и ханаанских городов, а к постройкам его сына Соломона относили обнаруженные в нескольких местах Израиля остатки монументальных городских ворот и дворцов, построенных в течение короткого периода. Сложившаяся в 80-х годах школа библейского минимализма, напротив, рассматривает все библейское повествование, в том числе и историю Давида, Соломона и единой израильской монархии, как идеологическую конструкцию, созданную в Иерусалиме в жреческих кругах во времена Ездры и Неемии (VI век до н. э.) или даже позже. С точки зрения представителей этой школы, Давид-«не более историческая фигура, чем король Артур». Исраэль Финкельштейн, глава кафедры археологии Израиля Тель-Авивского университета, представитель так называемого подхода «низкой хронологии», считает Давида и Соломона реально существовавшими царями, в то время как единое Израильское царство он считает не существовавшим. Другой профессор археологии Тель-Авивского университета, Зеэв Херцог, считает Давида и Соломона главами племенных княжеств, контролировавших небольшие районы: Давид-в Хевроне, Соломон-в Иерусалиме. Одним из аргументов в пользу существования Давида является надпись на стеле из Тель-Дан IX-III века до н. э.. Стела с надписью на арамейском языке поставлена в городе Дан одним из царей Арама, возможно, Азаилом в честь победы над царем Израиля. В тексте стелы из Тель-Дана упоминается дом (династия) Давида. Она рассматривается некоторыми археологами как доказательство историчности царя Давида. Помимо стелы из Тель-Дан, в настоящее время известны еще две надписи, трактующиеся как древнейшие упоминания царя Давида, но их трактовка вызывает многочисленные возражения. Как дополнительное свидетельство существования единого царства Израиля во времена царя Давида рассматриваются раскопки еврейского города в Хирбет-Кияфа. Согласно еврейской традиции, из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, а вся земля наполнится любовью к Богу и к людям. В каббале раскрывается соответствие Давида и сфиры малхут. Авторы Нового завета видят в Давиде пророка и героя веры, мужа по сердцу Божьему и праотца Иисуса, «Сына Давидова», который одновременно есть и Давидов Господь, Христос. В этом исполняются данные Давиду обетования. Согласно христианскому вероучению, пророчества сбылись, из рода Давида в мир пришел ожидаемый Мессия-Иисус Христос. В православии Царь Давид, наравне с ветхозаветными пророками и праведниками, занимает одно из центральных мест в богословии. Псалмы Давида-Псалтырь-являются одним из самых важнейших элементов православного богослужения, и частью Ветхого Завета Библии. Из всех книг Библии-Священного Писания-псалмы Давида во время богослужения читаются в наибольшем количестве. При бюджете в 22 миллиона долларов картина в прокате США собрала 5 миллионов.