Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«РАЗРЫВ»
(La rupture)

Италия-Франция-Бельгия, 1970, 128 мин., «Cine Vog Films/Euro International Film/Les Films de la Boetie»
Режиссер и сценарист Клод Шаброль, композитор Пьер Янсен
В ролях Стефан Одран, Жан-Пьер Кассель, Жан Карме, Анни Корди, Мишель Буке, Жан-Клод Друо

Элен Ренье, в прошлом стриптизерша, а ныне официантка, намерена развестись с мужем-наркоманом, избившим ее и их ребенка. Свекор со свекровью, люди богатые и влиятельные, хотят отсудить внука, а для этого скомпрометировать ненавистную невестку. Они устанавливают за ней слежку и одновременно нанимают Поля Тома, неотразимого красавца, который вскоре «случайно» встречает Элен…
Действие фильма происходит в неназванном провинциальном франкоязычном городке. Утром мать молодого семейства Элен Ренье кормит завтраком 4-летнего сына Мишеля. На кухню заходит только что проснувшийся муж Шарль Ренье, который в припадке безумия начинает душить Элен. Ей удается отбиться, от страха Мишель с криком бросается к матери. Шарль хватает ребенка и бьет об угол камина. Элен берет сковороду и наносит Шарлю серию ударов по голове и по телу, пока тот не теряет сознание. Элен срочно увозит раненого ребенка в больницу. Мишелю ставят диагноз-перелом ноги и черепно-мозговая травма. Шарль отправлен в дом отца, очень богатого промышленника Людовика Ренье. В больнице Элен беседует со следователями. Она сообщает, что Шарль пытался стать писателем, а она работала барменшей в ночном баре. Элен говорит, что сама хочет воспитывать мальчика и не хочет, чтобы Людовик забирал Мишеля. В больницу к внуку приезжает Людовик Ренье. Он предлагает Элен организовать для Мишеля особые условия и предлагает материальную помощь, но она отказывается. Она сообщает, что собирается развестись с Шарлем, чтобы обезопасить сына, и рассчитывает получить причитающиеся ей по закону полдома, машину и мебель, забрать сына и переехать с ним в Париж. Людовик напоминает, что она танцевала в стрипиз-баре, и утверждает, что она уничтожила его сына, а теперь хочет уничтожить и внука. У Элен почти нет денег, она снимает скромную комнату в семейном пансионе мадам Пинелли напротив больницы. В пансионе дверь ей открывает дочь мадам Пинелли, умственно отсталая девочка-подросток Элиза. В пансионате царят пуританские нравы, в нем проживают три старые девы, проводящие время за сплетнями и игрой в карты в гостиной, молодой врач из больницы и актер Жерар Мостелли. Из разговора мадам Пинелли со своим сильно пьющим мужем Анри, выясняется, что дом через несколько месяцев будет снесен, и они могут лишиться средств к существованию. Людовик Ренье приглашает адвоката, пытаясь выяснить, как отсудить себе внука. Он рассчитывает на основании обвинения Элен в недостойном поведении оформить развод, вернуть все имущество и оставить внука у себя по закону. Адвокат рекомендует не тратить зря деньги и предупреждает, что и судья, и общество будут на стороне матери, однако Людовик намерен добыть доказательства безнравственности Элен любой ценой. Элен также обращается к адвокату по бракоразводным делам. Она рассказывает ему, что у нее нет образования, она работала в Париже продавщицей, секретаршей, затем поступила на курсы танца, работала стриптизершей, в том числе танцевала обнаженной. Потом познакомилась с Шарлем, и через 3 месяца они поженились. Шарль никогда не рассказывал ей о своих родителях и, похоже, стыдился их богатства. Они поженились, что вызвало гнев его родителей. Элен и Шарль снимали бедную квартирку, он писал, она работала. Денег не было, но три года они прожили счастливо и в любви. Потом Шарль заболел, по его словам, от тоски. Элен была беременна и продолжала работать продавщицей. После письма Шарля родителям они переехали в родительский дом со специально нанятыми врачами и кормилицей. Когда Элен поняла, что Шарль употребляет наркотики, она ушла из дома, но Шарль нашел ее, и они снова стали жить вместе. Однако ситуация становилась все хуже, в итоге наркотики окончательно свели Шарля с ума. Тем временем Людовик Ренье вызвал к себе Поля Тома, сына своего бывшего партнера, которого он в свое время обманул и разорил. Дела Поля шли из рук вон плохо, и он с готовностью согласился на предложение Людовика вернуться в дело, для чего должен раздобыть доказательства недостойного поведения Элен. В больнице Поль как будто случайно сталкивается с Элен, напоминает, что он друг Шарля, и рассказывает, что ему только что сделали операцию, ситуация его почти безысходная, и теперь ему нужно через день сдавать анализы. Элен советует ему снять комнату в том же пансионе, где остановилась сама. Поль берет ее письма, чтобы бросить в почтовый ящик, а сам прячет их в карман. Поль снимает комнату в пансионе, рассказывая хозяйке, что свекор Элен очень богат и владеет многими домами, и Поль готов поговорить с ним о том, чтобы сдать один такой дом мадам Пинелли. Поль изучает ситуацию в доме и налаживает отношения с членами семьи Пинелли и постояльцами. Девам он намекает, что муж Элен очень ранимый, а она иногда позволяет себе недопустимые вещи. Поль неоднократно повторяет, что Элен почти ангел, и на нее невозможно найти чего-либо компрометирующего, но Людовик торопит его, так как оба адвоката уже передали дело о разводе в суд. Поль понимает, что ему придется сфабриковать компромат. Утром за завтраком Поль замечает, что Элиза относится к Элен с обожанием. Поль приходит в свою комнату, где застает убирающегося Анри. Он поит его виски, говоря, что Элен тоже пьет и увлекается молодыми девочками. Затем Поль вовлекает в дело свою любвеобильную и беспринципную подружку Соню, говоря, что надо представить Элен как порочную женщину, которая пытается втянуть Элизу в свои грязные дела. Для этого он просит достать снотворное и ЛСД. Поль просит Людовика срочно организовать осмотр какого-нибудь дома для мадам Пинелли, чтобы та покинула свой пансион на два часа и оставила Элизу без контроля. Поль просит Соню загримироваться под Элен, в указанное время позвонить в пансион и сказать то, что он просит. Сам Поль собирается подвезти Элен в аэропорт вместе с Элизой. По дороге он инсценирует поломку автомобиля и скроется, оставив Элен в машине наедине с Элизой, после чего должен разразиться скандал. В больнице знакомый врач сообщает Элен, что якобы смертельно больной Поль вообще не лечится в их больнице. Там же к ней подходит актер Мостелли и говорит, что ее свекор, спонсирующий два театра, приказал ему распускать сплетни, что Элен и Поль любовники. Элен идет через парк, где встречает знакомого продавца воздушных шаров, который говорит, что за ней постоянно кто-то следит. Поль отправляет мадам Пинелли и старых дев осматривать дом, а сам дает Анри две бутылки виски, спаивая его. Потом он уводит Элизу в другую комнату, дает ей конфету, предлагает нарисовать красивый рисунок, а затем поехать и показать его Элен. Затем Поль на своей машине тайно увозит одурманенную Эльзу в свою городскую квартиру, где Соня выдает себя за Элен и показывает Эльзе порнографический фильм. Соня-Элен ласкает Эльзу под платьем и раздевается сама. Поль возвращается в пансион, прячет спящую Эльзу на заднем сиденье автомобиля, а сам забирает нарисованную ей картинку. Раздается телефонный звонок, и Соня, выдавая себя за племянницу мадам Росле, которой Элен в свое время написала письмо, перехваченное Полем, сообщает, что мадам Росле прилетает сегодня и просит ее встретить. В это время Поль вытаскивает из кошелька Элен все ее деньги и авиабилеты в Париж и подбрасывает в ее комнату картинку Элизы. Встретившись в гостиной с Полем, Элен говорит, что знает, что он не болен и что он шпионит за ней. Поль вынужден частично сознаться, после чего пытается уговорить Элен поехать в аэропорт на его машине или хотя бы съесть конфету. Но она отказывается и уезжает на такси. План Поля рушится, он возвращает Элизу в пансион и прямо в одежде укладывает в кровать. Элен ждет мадам Росле в аэропорту, но затем выясняет, что названного ей рейса вообще не существует. Обнаружив, что у нее из кошелька похищены все деньги, Элен садится в такси, просит таксиста назвать время и запомнить ее лицо, после чего просит отвезти в дом Людовика. Элен проходит в дом Людовика, просит заплатить за такси и поднимается в комнату к Шарлю. Элен обнимается с Шарлем, он объясняется в любви к ней и просит у нее прощения, она его прощает. Мать видит, как Шарль просит Элен остаться с ним и просит вошедшего Людовика не вмешиваться. Элен с родителями Шарля выходят в зал, где Элен при всех обвиняет Людовика в том, что тип, которого он нанял следить за ней, украл у нее последние деньги. Людовик дает ей украденную сумму, включая деньги на авиабилет. Вернувшиеся в пенсион женщины застают там Поля и Мостелли и требуют их объяснить, что происходит. Поль говорит, что спал, а Эльза оставалась с Элен и сама расскажет, что произошло. Элен же уехала в аэропорт. В этот момент на шикарном Мерседесе подъезжает Элен. Она говорит, что точно не знает, все ли подстроил Поль, но если это так, то он должен знать, что она только что виделась с Шарлем, а завтра с сыном улетает в Париж. Утром доктор сообщает, что кто-то дал Эльзе наркотик или снотворное. Поль садится за стол и начинает оправдываться. Элен говорит, что его прощает и пьет налитый им апельсиновый сок, после чего Поль как будто случайно сбивает со стола графин с соком. Входит Элиза и говорит, что ей очень понравились картинки с голыми мужчинами и женщинами, которые ей показывала Элен, и просит Поля снова отвезти ее к «Элен». Родители уводят Элизу. У настоящей Элен начинается головокружение, а затем видения. Девы говорят, что Поль что-то ей подсыпал, Элен идет в парк, девы бегут ее поддержать. Элен в парке в окружении трех дев смотрит на шарики, и все вокруг рисуется ей в галлюциногенных тонах. Тем временем Шарль говорит матери, что ему нужна Элен, а на остальных ему наплевать, в возбужденном состоянии он отталкивает мать и уходит из дома. Шарль приходит в пансион и сталкивается с Полем. Шарль берет ножницы, но Поль перехватывает их и закалывает Шарля на глазах у вернувшейся Элен и трех сопровождающих ее дев. Элен со словами, что хочет видеть сына выходит на улицу и видит летящие шары…
Фильм, поставленный по сценарию Шаброля на основе романа Шарлотты Армстронг, содержит столько красивых моментов, что возникает соблазн заподозрить некоторую ужасную слабость скорее в самом себе, чем в фильме, из-за чувства депрессивного раздражения, которое он оставил. Может быть, и нет…Есть еще одна проблема с форматом фильма: бедственные ситуации и унижения валятся столь плотно на бедную героиню, что довольно рано становится ясно, что фильм обязан оправдать и защитить ее. В противном случае в нем нет формы. То, что восстановление ее доброго имени достигается дорогой ценой, недостаточно неожиданно и недостаточно трогательно, чтобы превратить мелодраму в трагедию. Один из ключевых фильмов 1970-х, «Разрыв» является самым бесстрашным экспериментом Клода Шаброля с повествовательной формой-модернистской переработкой мелодрамы…«Разрыв» в названии относится к повествованию, которое начинается с четкого разделения на черное-белое, добро-зло и затем постепенно разрушает себя, распадаясь на все более сложные и неуловимые фрагменты. Очень рекомендуется.