Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
В 1915 году Огюст Ренуар получает известие о том, что его сын Жан был ранен
на фронте. И единственное, что может скрасить горькое отшельничество художника-это
присутствие рядом молодой натурщицы, которая становится последней музой мастера.
Вскоре, Жан вернувшийся с фронта влюбился в эту женщину…
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)-французский живописец, график и скульптор, один
из основных представителей импрессионизма. Известен, в первую очередь, как мастер
светского портрета, не лишенного сентиментальности. Ренуар первым из импрессионистов
снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х годов он фактически
порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к «энгризму».
Отец знаменитого режиссера Жана Ренуара. Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841
года в Лиможе-городе на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребенком
из 7 детей небогатого портного Леонарда Ренуара (1799-1874) и его жены Маргариты
(1807-1896). В 1844 году Ренуары переезжают в Париж. Здесь Огюст поступает в
церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ. У него оказался такой голос, что
регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться
музыке. Но кроме этого у Огюста проявился дар художника. Когда ему исполнилось
13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился
расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу
живописи. В 1862 году Ренуар брал уроки живописи у Эмиля Синьоля и Марка Габриэля
Шарля Глейра. В 1865 году, в доме своего друга, художника Жюля Ле Кера, он познакомился
с 16-летней Лизой Трео. Она вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой
моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит-хотя Ренуар и отказался
признать свое отцовство официально. Их связь продолжалась до 1872 года, когда
Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого. Творческая карьера Ренуара прерывалась
в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны,
закончившейся сокрушительным поражением Франции.
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами
раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся
в 1885 году. После свадьбы у них появились еще два сына-Жан, родившийся в 1894
году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых
любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья,
Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции
и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почетного легиона. Личное
счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году
он сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм,
от которого художник страдал до конца жизни. Из-за этого Ренуару стало трудно
жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием
«Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер. После приступа паралича, случившегося
в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному
креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев
сиделка. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В
1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее,
сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление,
в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном
ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник
занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась
также в Лувре. В августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж,
чтобы взглянуть на нее.
3 декабря 1919 года около двух часов ночи, на 79-м году жизни, Пьер Огюст Ренуар
скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления легких. Похоронен в Эссуа.
В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии
художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Фантен-Латуром,
Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном и Писсарро,
так сложился костяк будущей группы импрессионистов. В ранние годы Ренуар находился
под влиянием творчества барбизонцев, Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе. В 1864
году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Ренуар начал писать свои
первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая
среди бродяг». Ее приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил.
Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни.
Это пейзаж-«Жюль ле Кер в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены-«Лягушатник»
(1869), «Понт Неф» (1872), натюрморт-«Весенний букет» (1866), «Натюрморт с букетом
и веером» (1871), портрет-«Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), обнаженная
натура-«Диана-охотница» (1867). В 1872 году Ренуар с друзьями создал Анонимное
кооперативное объединение художников, организованное в форме акционерного общества.
Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил
пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа»
(обе 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную
кличку-«импрессионисты». Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал
свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен
де ла Галетт» (1876), «Обнаженная» (1876), «Обнаженная в солнечном свете» (1876),
«Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877).
Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил
в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) и «Портрет
госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за
этим финансовой независимости. Он продолжил писать новые полотна-в частности,
ставшие знаменитыми «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881), «На террасе»
(1881). Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами
классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Источником
вдохновения в этот период был Энгр, поэтому искусствоведы называют этот период
в творчестве художника «энгровским». Сам Ренуар именовал этот период «кислым».
Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883),
«Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики»
(1881/1886), где еще проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется
новый подход Ренуара к живописи; окружающая среда написана в импрессионистической
манере, фигуры очерчены четкими линиями. Наиболее известное произведение этого
периода-«Большие купальщицы» (1884/1887). Для построения композиции автор впервые
использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными.
Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть
сдержанней и холоднее. Для данного произведения позировали: Алина Шариго-жена
художника и Сюзанна Валадон-модель Ренуара и художница, мать Мориса Утрилло.
В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая
прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников-картина
«Девушки за фортепьяно» (1892) была закуплена для Люксембургского музея. Ренуар
ездил в Испанию, где познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи. В начале 90-х
годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере
появилась переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым».
В это время Ренуар написал такие картины как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна»
(1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). Он путешествовал
в Нидерланды, где интересовался полотнами Вермеера и Рембрандта. «Перламутровый»
период уступил место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам
красноватых и розовых цветов. Ренуар по-прежнему писал солнечные пейзажи, натюрморты
с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создал «Прогулку»
(1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910),
«Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919). В мировом прокате картина
собрала 8 миллионов долларов.