Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«РЕНУАР»
(Renoir)

Франция, 2012, 110 мин., «Production companies/Fidelite Films/Wild Bunch/Mars Films»
Режиссер и сценарист Жиль Бурдо по Жаку Ренуару, сценарист Жером Тоннель
В ролях Мишель Буке, Криста Терет, Винсент Ротье, Томас Дорет, Мишель Глейзер, Солен Риго, Карло Брандт

В 1915 году Огюст Ренуар получает известие о том, что его сын Жан был ранен на фронте. И единственное, что может скрасить горькое отшельничество художника-это присутствие рядом молодой натурщицы, которая становится последней музой мастера. Вскоре, Жан вернувшийся с фронта влюбился в эту женщину…
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)-французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Известен, в первую очередь, как мастер светского портрета, не лишенного сентиментальности. Ренуар первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х годов он фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к «энгризму». Отец знаменитого режиссера Жана Ренуара. Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе-городе на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребенком из 7 детей небогатого портного Леонарда Ренуара (1799-1874) и его жены Маргариты (1807-1896). В 1844 году Ренуары переезжают в Париж. Здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Но кроме этого у Огюста проявился дар художника. Когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи. В 1862 году Ренуар брал уроки живописи у Эмиля Синьоля и Марка Габриэля Шарля Глейра. В 1865 году, в доме своего друга, художника Жюля Ле Кера, он познакомился с 16-летней Лизой Трео. Она вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит-хотя Ренуар и отказался признать свое отцовство официально. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого. Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году. После свадьбы у них появились еще два сына-Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почетного легиона. Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году он сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого художник страдал до конца жизни. Из-за этого Ренуару стало трудно жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре. В августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на нее.
3 декабря 1919 года около двух часов ночи, на 79-м году жизни, Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления легких. Похоронен в Эссуа.
В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном и Писсарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов. В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе. В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Ее приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил. Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж-«Жюль ле Кер в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены-«Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), натюрморт-«Весенний букет» (1866), «Натюрморт с букетом и веером» (1871), портрет-«Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), обнаженная натура-«Диана-охотница» (1867). В 1872 году Ренуар с друзьями создал Анонимное кооперативное объединение художников, организованное в форме акционерного общества. Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (обе 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку-«импрессионисты». Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнаженная» (1876), «Обнаженная в солнечном свете» (1876), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877). Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжил писать новые полотна-в частности, ставшие знаменитыми «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881), «На террасе» (1881). Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Источником вдохновения в этот период был Энгр, поэтому искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где еще проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи; окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Наиболее известное произведение этого периода-«Большие купальщицы» (1884/1887). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее. Для данного произведения позировали: Алина Шариго-жена художника и Сюзанна Валадон-модель Ренуара и художница, мать Мориса Утрилло. В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников-картина «Девушки за фортепьяно» (1892) была закуплена для Люксембургского музея. Ренуар ездил в Испанию, где познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи. В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым». В это время Ренуар написал такие картины как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). Он путешествовал в Нидерланды, где интересовался полотнами Вермеера и Рембрандта. «Перламутровый» период уступил место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов. Ренуар по-прежнему писал солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создал «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910), «Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919). В мировом прокате картина собрала 8 миллионов долларов.