Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ТРЮКАЧ»
(The Stunt Man)

США, 1980, 130 мин., «Melvin Simon Productions»
Режиссер и сценарист Ричард Раш по Полю Бродеру, сценарист Лоуренс Б. Маркус
В ролях Питер О’Тул, Стив Рейлсбек, Барбара Херши, Алекс Рокко, Аллен Гарфилд, Адам Рорк, Шерон Фаррелл

Кэмерон, якобы ветеран войны во Вьетнаме, разыскивается местной полицией за нанесение увечий патрульному, который пытался его остановить накануне, когда Кэмерон, решивший убить обманувшего его напарника по бизнесу, среди ночи вламывается в принадлежащий тому магазин. Это выясняется впоследствии благодаря телерепортажам. Несчастный патрульный в результате столкновения с вьетнамским ветераном потерял сознание и пролежал всю ночь с коробкой мороженого на голове. В результате он отморозил себе нос и ухо, за что ветерану могут предъявить обвинение в нападении на полицейского, находившегося при исполнении служебного долга. Но все это становится известно лишь ближе к финалу. Сбежав с места преступления, Кэмерон случайно оказывается на съемочной площадке фильма о Первой мировой войне и, как он искренне считает, нечаянно вызывает смерть одного из каскадеров, который во время исполнения трюка чуть не переехал его автомобилем. Режиссер Элай Кросс помогает ему спрятаться. Чтобы скрыть факт гибели человека во время съемок и избежать серьезных неприятностей с властями города, он нанимает Кэмерона в качестве трюкача и выдает его за погибшего. Кэмерон сближается с исполнительницей главной женской роли-Ниной Фрэнклин и рассказывает ей свою историю, когда та спрашивает мужчину о причинах, по которой за ним гоняется полиция Калифорнии. Вдвоем они решают готовиться к финальной сцене кинофильма, где будет очень много трюков. Однако вскоре новый каскадер начинает подозревать, что теперь его жизни угрожает гораздо большая опасность, нежели ранее. Границы между реальностью и фильмом становятся все более и более размытыми. Кроме того, Кэмерон влюбляется в Нину, бывшую возлюбленную режиссера Элая и нынешнюю подругу исполнителя главной роли-актера Раймонда Бэйли. На глазах зрителей взаимоотношения персонажей завязываются во все более тугой узел, который осложняет работу над фильмом до невозможности. Полагая, что самым простым способом избавиться от всех этих проблем для Элая Кросса является убийство его, Кэмерона, каскадер решает сбежать, прихватив с собою исполнительницу главной роли. Сбежать накануне съемки заключительного эпизода картины. Это очень сложный трюк с машиной, падающей с моста в реку. Именно при его исполнении погиб предшественник Кэмерона, который стал невольным свидетелем и, как он в начале полагал, возможной причиной трагедии. Но теперь герой начинает думать, что его предшественника убили так же, как убьют его самого. Страдая от развившейся во Вьетнаме паранойи, Кэмерон воспринимает ситуацию исключительно в этом ключе, чему способствует вся обстановка на съемках. Они максимально приближены к боевым условиям и изобилуют крайне опасными трюками не столько исполняемыми им, сколько переживаемыми со всем накалом, на который способен человек, выживший во Вьетнаме. Однако, как оказывается, мотивы режиссера совершенно иные…
Фильм пролежал на полке 2 года и вышел в прокат лишь в 1980 году. Советская версия фильма характеризуется некоторой перестановкой эпизодов, что добавляет ему большую социальную направленность-в СССР это фильм-социальный памфлет, судьба «маленького человека» в предлагаемых обстоятельствах, а не комедия. В 1982 году фильм вышел в кинопрокате СССР и его посмотрели 24 млн. человек. При бюджете в 3, 5 миллиона долларов картина в прокате США собрала 7 миллионов. Звучит песня в исполнении Дасти Спрингфилд. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую режиссуру, сценарий и актера (Питер О’Тул). Также фильм получил «Золотой глобус» за лучшую музыку, а номинировался за лучшую режиссуру, сценарий, актера (Питер О’Тул), актера-дебютанта (Стив Рэйлсбек) и как лучший фильм года. Режиссер Ричард Раш сказал об этом фильме в интервью 2001 года: «Я читал лекции в университетской киношколе группе потенциальных студентов-кинематографистов и спросил их, видел ли кто-нибудь из них мои фильмы. Я начал с «Цвета ночи» (1994), и я бы сказал, что из комнаты, в которой было около 200 детей, поднялось около 80 рук. Потом я спросил, видел ли кто-нибудь «Трюкач» (1980), фильм, о котором я действительно хотел с ними поговорить, и только две руки поднялись вверх. Две руки в комнате на 200 человек! Я подумал: «О боже, мой фильм совершенно потерян для этого поколения…». Этот фильм был проектом мечты режиссера Ричарда Раша. Раш сказал, что на создание картины ушло десять лет от начала до выпуска, семь лет на ее финансирование и затем три года на ее выпуск. Сценарий был впервые написан в 1970 году, когда были впервые проданы права. Фильм был снят в 1977 году, а постпродакшн был проведен в 1979 году. У картины были проблемы с распространением, пока компания 20th Century Fox не подхватила ее и не выпустила в 1980 году. За долгий период создания и выхода этого фильма режиссер Ричард Раш п еренес два сердечных приступа. Соавтор сценария Ричард Раш сказал об отклонении его первого проекта сценария руководителями студии Columbia Pictures: «Они не могли понять, была ли это комедия, драма, социальная сатира или приключенческий боевик». Первоначального каскадера, который разбился и исчез, сыграл реальный брат Стива Рейлсбэка. Название фильма в снимаемом фильме никогда не упоминается во время фильма. Однако его название-«Эскадрилья дьявола», поскольку его название можно увидеть на производственных футболках, которые носит съемочная группа. Интересно, что первоначально экранизировать роман Поля Бродера мог Франсуа Трюффо. Вместо этого он позаимствовал элементы истории для своего фильма «Американская ночь» (1973). То же самое сделал Артур Пенн для своего фильма «Ночные ходы» (1975). Элиа Казан порекомендовала актера Стива Рейлсбэка режиссеру Ричарду Рашу. Старый гостиничный комплекс, показанный в фильме, называется Hotel del Coronado. Отель был хорошо известен своим появлением в более раннем классическом фильме «В джазе только девушки» (1959). Сообщается, что ведущий актер Питер О'Тул изо всех сил пытался найти подходящий наряд для своей роли одержимого режиссера Эли Кросса. После нескольких дней попыток найти подходящий гардероб режиссер Ричард Раш заставил его надеть одежду, которая была копией его собственной, с соответствующим видоискателем. Было сказано, что личность Раша повлияла на то, как О'Тул изобразил вымышленного кинорежиссера. Хотя такие актеры, как Мартин Шин и Джефф Бриджес, усердно лоббировали роль Кэмерона, Стив Рэйлсбэк получил роль после того, как режиссер Ричард Раш увидел его волнующую игру в роли Чарльза Мэнсона в картине «Хелтер скелтер» (1976). Как только Раш выбрал Питера О'Тула и Рэйлсбэка в качестве главных героев, он ждал полтора года, чтобы снять с ними картину, отказываясь от шансов пойти дальше с О'Тулом и Бриджесом, Шоном Коннери и Рэйлсбэком, а также Джорджем К. Скоттом и Мартином Шином. Реклама этой картины заявила, что фильм «не поддается категоризации». В производственных примечаниях говорилось, что «хотя другие фильмы можно удобно классифицировать как комедии, вестерны, триллеры или мюзиклы», этот фильм представляет собой «многослойный опыт». За время, прошедшее после дебюта этой картины, «многожанровое» голливудское кино стало более распространенным явлением. Фильм был частью цикла работ 1970-х годов, посвященных каскадерской работе и профессии каскадера в кино. Среди этих фильмов: «Хупер» (1978), «Чудовище» (1977), «Злой Нивел» (1971), «Stunt Rock» (1978), «Stunt Men» (1973), «Deathcheaters» (1976), «Каскадеры» (1977), «Да здравствует Книвел» (1977), «Superstunt» (1977), «Всадники смерти» (1976). Фильм 20th Century Fox получил картину для проката в тот же день, когда фильм получил Гран-при на Монреальском кинофестивале. Фильм был снят и выпущен примерно через десять лет после того, как его исходный одноименный роман Пола Бродера был впервые опубликован в 1970 году. Как сообщается, когда актер Питер О'Тул впервые прочитал сценарий фильма за несколько лет до того, как фильм был снят, О'Тул сказал режиссеру Ричарду Рашу: «Я красноречивый, умный человек. Дай мне эту роль, иначе я тебя убью». Похожую реплику «Я убью тебя» произносит в фильме персонаж-режиссер О'Тула. Ричард Раш сказал, что в фильме «была для меня неотразимая метафора. Идея беглеца, скрывающего свою личность, изображающего из себя каскадера и попадающего под власть режиссер казался чудесным способом исследовать нашу вселенскую панику и паранойю по поводу управления собственной судьбой. И это давало возможность сделать это в структуре большого экрана, большого боевика, который в то же время был бы интересным». Первоначальная продолжительность фильма составляла 150 минут. Элемент сюжета «прятаться на съемочной площадке» в сюжетной линии этого фильма имеет настоящую параллель с реальной жизнью. Большое количество членов французского Сопротивления работало в съемочной группе или в массовке в массовых сценах фильма Марселя Карне «Дети райка» (1945), когда нацистская власть была на пике своей оккупации Франции, и эти бойцы были нужны для сокрытие своей личности от гестапо. Питер О'Тул всегда говорил, что его образ одержимого режиссера Эли Кросса был смесью столь же одержимого Дэвида Лина и его бывшего товарища, буйного Джона Хьюстона. Студия Columbia Pictures в 1970 году заплатила около 300 000 долларов США за права на экранизацию романа Пола Бродера «Каскадер», когда он еще находился в процессе написания. Позже студия отклонила сценарий и поставила картину на паузу из-за финансовых трудностей в сочетании с ощущением, что картина не будет прибыльной. Затем студия продала права на фильм сценаристу, продюсеру и режиссеру фильма Ричарду Рашу. Питер О'Тул основал свою игру и характеристику кинорежиссера Эли Кросса на режиссере Дэвиде Лине, с которым он работал над «Лоуренсом Аравийским» (1962). Columbia Pictures предложила этот фильм Ричарду Рашу в связи с успехом его предыдущего фильма «Напрямик» (1970). Затем руководители Columbia отклонили сценарий, заявив, что было трудно найти жанр, в который его можно было бы поместить. Раш сказал: «Они не могли понять, была ли это комедия, драма, социальная сатира или приключенческий боевик». Затем Раш купил права на экранизацию у Columbia и пытался продать фильм другим студиям, но безрезультатно. Финансирование картины поступило от Мелвина Саймона, сколотившего состояние на недвижимости. Ричард Раш изначально отказался сниматься в этом фильме в самом начале 1970-х годов. Несмотря на то, что этот фильм был номинирован на премию «Оскар» за лучшую режиссуру, следующий фильм режиссера Ричарда Раша появится только четырнадцать лет спустя «Цвет ночи» (1994). Более того, что удивительно, этот фильм был единственным режиссерским появлением Раша со времен «Трюкач» (1980). Все крупные американские кинопрокатчики отказались распространять эту картину. Затем продюсеры украдкой просмотрели саму картину в Сиэтле. Затем он был показан на кинофестивале в Далласе, а также прошел тестовые показы в Сиэтле и в театре недалеко от кампуса Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в Вествуде. Затем он открылся в десяти театрах Лос-Анджелеса в Калифорнии. После получения большого приза на Монреальском кинофестивале компания 20th Century Fox взяла картину для проката в США. Райан О'Нил изначально должен был сыграть главную роль, но выбыл, и в конце концов его заменил Стив Рейлсбэк. Студия Warner Brothers хотела использовать название «Каскадер» для комедийного боевика Берта Рейнольдса «Хупер» (1978), в котором рассказывалось о голливудских каскадерах в кинопроизводстве. Режиссер Ричард Раш вмешался, дело было передано в арбитраж, и Раш выиграл, поскольку название фильма было взято из исходного романа Пола Бродера, который имел то же название «Каскадер». Так что Warners пришлось назвать фильм как-то иначе, что в итоге стало «Хупером» (1978). Ранее Warner Bros. предлагала, до финансирования и производства этого фильма, позволить Рашу сделать «Трюкач» (1980) если бы это был прямым боевиком и без всяких художественных наслоений и иллюзий. Раш также отклонил это предложение. Имя режиссера Питера О'Тула Эли Кросса в исходном романе Пола Бродера было Готшалк, что означает «Слуга Бога». Киноперсонаж кинорежиссера представлял собой сплав двух героев романа, режиссера и оператора (представляющего зло) Бруно де Фе. Каскадер А. Дж. Бакунас наполовину сломал ногу в результате высокого каскадерского падения на 49-й минуте. К сожалению, Бакунас погиб четыре года спустя, когда попытка установить рекорд высотного прыжка провалилась на съемках фильма «Сталь» (1979). Вы можете прочитать об этом на страниц е рецензии на этот фильм. Барбара Херши считает, что, хотя большинство кинематографистов обычно сначала снимают мастер-классы, а затем крупные планы, идеальный порядок на самом деле противоположный, чтобы исполнители были свежими и энергичными для кадров, запечатлевающих их крупным планом. Это был первый фильм режиссера Ричарда Раша, выпущенный за шесть лет. Последним фильмом Раша был фильм «Фриби и Бин» (1974). Стив Рейлсбэк, Барбара Херши и Алекс Рокко проявляют большую любовь к Питеру О'Тулу, обсуждая его доброту и щедрость как актера. «То, что, по вашему мнению, вам понравилось бы в нем, если бы вы встретились с ним, вам бы понравилось в нем, если бы вы встретились с ним. Он не разочаровывает». Ричард Раш не рассматривал фильм как комедию, но ему пришлось признать это после многочисленных просмотров, на которых зрители смеялись на протяжении всего фильма. Однако он добавляет, что некоторые показы проходили так, как если бы это был драматический триллер или настоящая драма. Питер О'Тул обычно выжидал целое десятилетие, прежде чем посмотреть один из своих фильмов, но для этого фильма он сделал исключение. Алекс Рокко позже увидел его на стоянке и вспоминает, как О'Тул сказал почти с сомнением: «Я был хорош в этом фильме». Барбара Херши вспоминает, как узнала, что О'Тул впервые посмотрел «Лоуренса Аравийского» (1962) только во время съемок этого фильма, и сразу же позвонил восторженному Дэвиду Лину, чтобы поделиться новостями. Когда исполнительный директор Columbia Питер Губер впервые объявил об этом в августе 1970 года, Уилльям Кастл должен был продюсировать, а знаменитый документалист Фредерик Уайзман должен был стать режиссером. Отель Del Coronado ранее использовался как место съемок фильма 1959 года «Некоторые любят погорячее». Л. Фрэнк Баум написал оригинальную книгу «Волшебник страны Оз», находясь там, и легенда гласит, что именно здесь Эдуард VIII встретил Уоллис Симпсон. Предыдущим фильмом актера Питера О'Тула был «Мой лучший год» (1982). Таким образом, это был первый из двух последовательных фильмов о шоу-бизнесе для О'Тула, поскольку «Трюкач» (1980) был о кинопроизводстве, а «Мой лучший год» (1982)-о прямом эфире 1950-х годов. Более того, О'Тул был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль в обоих фильмах, но не получил награды ни за один из них. Питер О'Тул говорит, что его прическу «каждое утро и каждый дубль» делал сам Ричард Раш. Ричард Раш обычно не планирует работу с помощью раскадровки, «вероятно, по презренным причинам, и если я буду делать раскадровки, люди будут знать, что я собираюсь делать, и они могут заранее со мной поспорить». Барбара Херши осуждает их как мешающие вдохновению, а Рейлсбэк добавляет: «Они предназначены для режиссеров, которые могут посмотреть на них, если они забудут». У Питера О'Тула были проблемы со сном по ночам из-за уток за окном его отеля, и каждое утро он произносил с ними монологи, используя «очень красочные слова». Актриса Барбара Херши иногда появляется в фильме в возрастном гриме, где она изображает очень пожилых женщин. Актер Стив Рейлсбэк какое-то время в начале картины носил бороду.