Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПРИКЛЮЧЕНИЯ САЛЬВАТОРА РОЗЫ»
(Un'avventura di Salvator Rosa)

Италия, 1939, 95 мин., ч/б, «Stella Film»
Режиссер и сценарист Алессандро Блазетти, сценаристы Ренато Кастеллани и Коррадо Паволини
В ролях Джино Черви, Луиза Ферида, Рина Морелли, Освальдо Валенти, Уго Чесери, Паоло Стоппа, Пьеро Мацца

Неаполитанское королевство семнадцатого века. Испанский гнет над страной становится все более кровавым после подавления народного восстания во главе с Мазаньелло. Знаменитый художник Сальватор Роза, надев маску героя, тайно борется против тирании и угнетения. Ведя опасную игру, с помощью хитрости и невероятной смелости он спасает многих крестьян от виселицы. На этом фоне развивается история герцогини, собирающейся выйти замуж за графа Ламберто, который стремится захватить богатство герцогства. Сальватору Розе удается сорвать этот злодейский план…
Мазаньелло, аббревиатура от Томазо Аньелло (1620-1647)-рыбак, предводитель народного восстания в Неаполе в 1647 году. Неаполитанское население изнемогало под бременем налогов и вымогательств со стороны испанского правительства. Притеснения приняли особенно невыносимый характер, когда вице-королем стал Родриго Понсе де Леон, герцог Аркос. 7 июля вспыхнуло восстание. На базарной площади торговцы фруктами отказались платить наложенную на них пошлину. Масса народа, толпившаяся на улицах по случаю праздника, приняла участие в споре. Мазаньелло, молодой рыбак, торговавший фруктами, убил одного из чиновников. Пример его нашел подражателей. Толпа с криками «долой пошлину» направилась к таможням, разрушила их и опустошила, затем открыла тюрьмы и навела ужас на вице-короля, поспешно бежавшего из города. Вечером народ, собравшись на площади, провозгласил начальником города Мазаньелло, который немедленно издал указ, гласивший, что «всякий, кто не поступит в течение суток в ряды восставших, будет казнен». Каждый день Мазаньелло в костюме рыбака восседал под балдахином на площади, творя суд-его приговоры немедленно приводились в исполнение. Между тем три сотни бандитов напали на приверженцев Мазаньелло, желая разграбить город; Мазаньелло отразил их нападение, храбро сражаясь впереди своих товарищей, и этим окончательно привлек к себе сердца всех и стал идолом толпы. Чуждый всякого честолюбия и лукавства, Мазаньелло в политическом отношении являлся совершенно неопытным человеком, которого очень легко было обойти. Это удалось кардиналу Филомарино и легисту Джинойно. Они убедили Мазаньелло согласиться на капитуляцию на следующих условиях: народ получает равные с дворянством политические права и сохраняет оружие до подтверждения договора испанским королем; налоги, установленные после короля Карла V, отменяются; восставшим даруется амнистия. В сопровождении громадной толпы Мазаньелло отправился в собор, где вице-король поклялся свято соблюдать договор. После присяги Мазаньелло заявил, что его миссия окончена, разодрал свои роскошные одежды и пешком отправился в свою убогую хижину. С этого дня у Мазаньелло проявились признаки безумия. Народ, однако, продолжал слепо повиноваться Мазаньелло и исполнять самые его дикие приказания. При таком положении дел для вице-короля нетрудно было восстановить против него толпу: 16 июля Мазаньелло убили, его голову посадили на пику, а тело бросили в грязь. На другой день народ раскаялся, отыскал труп своего бывшего вождя и устроил ему торжественные похороны: его тело в сопровождении 550 священников и 80-тысячной толпы народа было перевезено в церковь, где его похоронили. Герцог Аркос блестящими обещаниями убедил народ сложить оружие, а затем велел бомбардировать город и предал его грабежу.
Неаполитанская республика-кратковременное государственное образование на юге Италии, провозглашенное в результате восстания, устроенного Мазаньелло и Джулио Джинойно и направленного против испанского короля Филиппа III и неаполитанских вице-королей. В первой половине XVII века Неаполитанское королевство находилось в состоянии кризиса, общего для всех европейских стран. При этом кризис в Неаполе был усугублен отказом местного правительства прислушиваться к требованиям своих граждан, которое тратило казну на нужды ряда европейских военных конфликтов. Окончание восстания Мазаньелло сыграло на руку испанским войскам вице-короля Родриго Понсе де Леона, которым удалось почти полностью восстановить контроль над городом, при этом вызвав недовольство среди граждан Неаполитанского королевства и усугубив их проблемы. Второе восстание вспыхнуло после бомбардировки Неаполя испанским флотом под командованием Хуана Хосе Австрийского, которому удалось подавить мятежные силы. Подавление восстания вызвало всеобщую неаполитанскую революцию, которая в отличие от восстания Мазаньелло, не была направлена против местных властей, а под руководством оружейника Дженнаро Аннезе приняла анти-испанский характер. После изгнания испанских войск из королевства и провозглашения республики неаполитанцы решили попросить покровительство у Франции и обратились к Генриху II де Гизу, принадлежавшему к Лотарингскому дому, с просьбой взять на себя руководство страной. Герцог де Гиз, желавший получить неаполитанскую корону и вернуть Неаполитанское королевство под руководство Франции, согласился на приглашение жителей Неаполя и прибыл 15 ноября в город, чтобы стать главой государства. Создание республики было изначально обречено на провал: испанские войска по-прежнему контролировали территории вокруг Неаполя, в то время как сбежавшие из пригорода столицы города Аверсы дворяне все еще управляли провинцией, а также держали под своим контролем снабжение Неаполя. Генрих II попытался подчинить дворянство себе, но ему это практически не удалось, даже несмотря на занятие Аверсы в январе 1648 года. Во время борьбы с революционерами испанские силы придерживались следующей тактики: все полномочия руководства Неаполитанским королевством были сосредоточены в руках Хуана Хосе Австрийского, поэтому основной его деятельностью стали вербовка и включение в лагерь республиканцев разведчиков, агитаторов и агентов, стремившихся заполучить лояльность перешедших на сторону Генриха II дворян. Военную власть в республике контролировал герцог де Гиз, а административную-Дженнаро Аннезе. Однако вскоре они вступили в личный конфликт, основанный на противоречиях в управлении страной, что привело к нарушениям в работе ветвей власти в государстве. 5 апреля 1648 года Генрих II был обманут своими приближенными, подкупленными испанцами, и покинул город. После этого Неаполь был взят испанской армией практически без потерь ввиду разработанного военным командованием плана захвата города. Герцог де Гиз был арестован и отправлен в тюрьму в Мадриде. 4 июня французский флот, состоящий из около 40 кораблей, попытался вернуть Неаполь под свой контроль, однако горожане не поддержали французские войска из-за того, что проблемы жителей Неаполитанского королевства не были разрешены даже с приходом республики. Французская армия попыталась высадиться в Прочиде, но, потерпев поражение, была вынуждена отступить. После попытки возврата Неаполя под французский контроль, испанцы казнили Дженнаро Аннезе, генералиссимуса республики, на Рыночной площади города. 3 июня 1649 года в Неаполе вспыхнули новые беспорядки, однако они были быстро подавлены ввиду изменившейся системе международных отношений, не допускавшей усиления отдельных стран и организацию восстаний.
Сальватор Роза (1615-1673)-итальянский живописец, рисовальщик, гравер и поэт эпохи барокко. Родившийся в Неаполе, работавший в Риме и Флоренции, он был художником-бунтарем и прожил бурную жизнь, насыщенную необычайными событиями. Его творчество относят к неаполитанской школе и преромантическому течению в западноевропейском искусстве. Сальватор Роза родился в Неаполе. Его отец, Вито Антонио Де Роза (такая форма фамилии засвидетельствована в документах о семье и юности художника), упоминается в источниках как архитектор или землеустроитель. Мать, Джулия Греко, из сицилийских греков, принадлежала к семье художников: ее отец Вито и брат Доменико Антонио имели собственную мастерскую. Его сестра Джованна вышла замуж за художника Франческо Фраканцано. Потеряв отца в 1621 году, Сальватор вырос на попечении своего деда по материнской линии, а затем обучался в религиозных школах, только что основанных в Неаполе Джузеппе Каласанцио. Художник вступил в новициат Ордена францисканцев 1 августа 1630 года под именем Сальваторе ди Сан-Пьетро. 7 сентября 1632 года, в возрасте семнадцати лет, он назвал себя художником и сказал, что всегда жил со Святым Духом. Сальватор Роза готовился принять духовный сан, но чувствовал влечение к искусству и стал учиться живописи, вначале у своего дяди по материнской линии Паоло Греко, а затем у Аньелло Фальконе. Считается, что значительное влияние на Розу оказал Хусепе де Рибера, испанский караваджист, работавший в Неаполе, но документальных свидетельств этому не найдено. В возрасте восемнадцати лет он отправился в путешествие по Апулии и Калабрии, попал в руки местных разбойников и некоторое время жил среди них, изучая их типы и нравы, после чего работал в Неаполе. Живописец Джованни Ланфранко предложил молодому художнику в 1635 году переехать в Рим. В папском городе Сальватор Роза испытал влияние произведений Питера ван Лара и Микеланджело Черквоцци, поэтому обратил свое внимание на школу бамбоччанти. Это влияние проявилось в различных произведениях того периода, таких как «Пейзаж с бандитами»; однако позднее живописец в своих презрительных сатирах отрицал этот «низменный» жанр. В Риме Сальватор приобрел скандальную известность натуралистичными изображениями сцен из быта пастухов, солдат и бандитов. Своими поэтическими «сатирами» и, в особенности, картинами «Скоротечность человеческой жизни» и «Богиня счастья, расточающая свои дары недостойным», он до такой степени восстановил против себя римское общество, что вынужден был бежать в Неаполь. Когда в 1647 году в Неаполе вспыхнуло народное восстание под предводительством Мазаньелло, Сальватор Роза принял в нем участие. В 1638 году Сальватор Роза навсегда поселился в Риме под защитой влиятельного кардинала Франческо Мария Бранкаччо, близкого семье Барберини, любителя искусств и театра. Бранкаччо, назначенный епископом Витербо, побудил художника написать алтарный образ «Неверие Фомы» для алтаря церкви Сан-Томмазо (Святого Фомы). В Риме художник смог познакомиться со многими картинами Риберы и Караваджо; кроме того, в эти годы можно проследить изменение его индивидуального стиля в сторону более классического и монументального видения благодаря влиянию творчества Клода Лоррена, Никола Пуссена и Пьетро Тесты. Сальватор Роза обладал широким кругом интересов, его привлекали писательство и театр. Он пробовал свои силы как актер на сцене комического и музыкального театра; в своих сатирических стихотворениях высмеивал аристократию и знаменитых художников, среди которых доминировала фигура Джан Лоренцо Бернини. Из-за скандальных размолвок с главным героем эпохи барокко в Риме, а также из-за того, что ему не удалось поступить в Академию Святого Луки, Сальватор Роза в 1640 году решил переехать во Флоренцию, где оставался до 1649 года. Во Флоренции Сальватора Розу принимал Джованни Карло Медичи, человек, разбирающийся в театре (он построил «Театр Пергола» во Флоренции, открытый в 1657 году) и ставший покровителем основанной С. Роза «Академии Неутомимых, Непредсказуемых и Избитых». Участники академии решили возродить старый обычай флорентийских компаний, устраивая обеды, на которых читали сатиры и комедии. Во Флоренции С. Роза вошел в круг тосканских литераторов и философов. Там же он начал писать картины эзотерического содержания, так называемые «Колдовские», в которых соединил воспоминания детства в Неаполе, где глубоко укоренился вкус к мрачному и волшебному, и изображения предметов магии и колдовства, которые любили собирать члены семьи Медичи. В 1650 году художник вернулся в Рим, ни с кем не общался, не принимал никаких заказов и посвятил себя созданию картин, изображающих битвы и загадочные пейзажи (темы, пользовавшиеся большим спросом), но продавал их через своего друга банкира Карло де Росси, стремясь избежать любого общения, которое могло бы повлиять на его творчество. Сальватор Роза умер в Риме 15 марта 1673 года; он был похоронен в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели-э-дей-Мартири, в гробнице (в вестибюле по левой стороне от входа), построенной его сыном Августом. Надгробие Сальватора Розы с бюстом художника дополнено латинским девизом: «скрытый» (nascosto), который интерпретируют в качестве декларации свободы мысли в Европе семнадцатого века. Примыкая к натуралистам неаполитанской школы живописи, имея некоторую общность со своими предшественниками, Риберой и Фальконе, Роза тем не менее продемонстрировал, при большом разнообразии сюжетов, истинную оригинальность в их трактовке. В картинах на исторические темы он умел соединять реалистичность изображения с фантастичностью композиции и необычными деталями. Лучшей из таких картин считается «Заговор Катилины» (в галерее Палаццо Питти, во Флоренции). В числе других, схожих произведений того же рода: «Ангел и Товия», «Явление духа Самуила Саулу» (Лувр, Париж), «Иона в Ниневии» и «Кадм и Минерва» (Копенгаген), «Распятие» (в Брауншвейгском музее), «Прометей» (в Гаагской галерее), «Блудный сын», «Одиссей и Навсикая» и «Демокрит и Протагор» (в Эрмитаже в Санкт-Петербурге). Портреты работы Розы выразительны и характерны, что заставляет предполагать об их сходстве с позировавшими лицами. В пейзажах знатоки живописи усматривают влияние Клода Лоррена. Однако Роза предстает совершенно самобытным мастером, когда изображает проникнутые поэтическим настроением суровые горы, дикие ущелья, глухие лесные чащи. Он написал немало картин, в которых пейзаж имеет значение фона, а главными являются человеческие фигуры-по большей части солдат, бродяг и разбойников. В последние годы своей жизни Роза усердно занимался гравированием. Всего им создано восемьдесят шесть офортов по собственным рисункам, многие из которых могут быть причислены к лучшим созданиям художника. Роза сочинил несколько драм, в которых часто выступал в качестве актера, а также ряд едких сатир. Живопись Сальваторa Розы стали особенно ценить в эпоху романтизма, поскольку она полностью отвечала новой эстетике рубежа XVIII-XIX веков. Так, Жермен Базен писал, что Сальватор Роза внес «драматическую ноту в восприятие природы»…В своих произведениях «он создает некую формулу романтического пейзажа, которой суждено было оказать значительное влияние». И далее: «Бурную жизнь Сальватора Розы, бывшего поочередно революционером, разбойником, странствующим актером и сочинителем пьес, смягчил романтизм его искусства» и созданный им «новый тип пейзажа с изображением дикой и пустынной природы», оказавший влияние на творчество многих художников, в первую очередь на Гаспара Дюге. Пространную характеристику творчества Сальватора Розы дал отечественный исследователь Виктор Власов: «Беглая живописная манера и неустойчивый рисунок позволяют отнести его творчество к маньеризму. «Аллегории» Розы вызывали скандал намеками и вольностями, гравюры серии «Каприччи» (1656) сделали его бунтовщиком. Даже алтарные картины демонстрировали неуемный темперамент и склонность к крайностям. Патетичность Розы, частые сбои, противоречия-результат исканий нового стиля в период кризиса итальянской живописи позднего барокко». Розу ценили современники и ближайшие последователи как художника с мятежной душой, опередившего свое время. Учениками С. Розы были Карло Бонавиа, Бартоломео Торреджани. Его влияние испытали Пьер Франческо Мола, Алессандро Маньяско, Себастьяно и Марко Риччи.
В Санкт-Петербургском Эрмитаже находятся пять картин Сальватора Розы, из них четыре происходят из собрания Роберта Уолпола в замке Хоутон-холл в Англии. В 1779 году знаменитая «Хоутонская коллекция» (204 картины) была приобретена российской императрицей Екатериной II для Картинной галереи Императорского Эрмитажа. Наряду с «культурным мифом» о Сальваторе Розе, о его личности сочиняли легенды и разного рода небылицы. Среди таких историй были те, которые рассказывали о заключении художника в тюрьму в Калабрии вместе с какими-то бандитами (как в картине «Грот у моря в Неаполитанском королевстве с бандитами» Джозефа Райта из Дерби и в «Сальватор Роза зарисовывает бандитов» Томаса Морана). Впоследствии мистицизм Розы послужил поводом для литературных сочинений, начиная с биографии леди Морган, которая изображала художника как патриота Италии и воинственного героя: образ, который будет подхвачен другими писателями, такими как Александр Дюма, Теофиль Готье и Джозуэ Кардуччи, автором предисловия к «Сатирам» 1860 года. Первым, кто отошел от полностью выдуманного и недостоверного в биографии Розы, был итальянский историк искусства Луиджи Салерно. После тщательного изучения документальных материалов он в 1963 году опубликовал первую научную монографию о художнике. Салерно определил Розу как «художника инакомыслия», не подчиняющегося покровительству, которому были подвержены все художники того времени, даже сам Бернини; таким образом, подтверждая бунтарское и «преромантическое» отношение Розы к искусству, окончательно опровергнув многие легенды, распространявшиеся в эпоху романтизма.
Ранние биографии художника были изданы Филиппо Бальдинуччи, Иоганном Домиником Фьорилло. Историограф Джованни Баттиста Пассери в своих «Жизнеописаниях» предложил подробный физиогномический портрет Сальватора Розы: «Было любопытно в его присутствии, потому что, будучи небольшого роста, он проявлял быстроту и изящество в движениях: темный, коричневый цвет лица, подобно африканской смуглости, но это не было неприятным. Его глаза были голубыми, но очень яркими; густые черные волосы, ниспадающие на плечи, развевающиеся или естественно уложенные. Одежду он носил галантно, но без излишеств».