Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«УРОДЫ»
(Freaks)

США, 1932, 61 мин., ч/б, «MGM»
Режиссер и продюсер Тод Броунинг
В ролях Уоллас Форд, Лейла Хайамс, Ольга Бакланова, Генри Виктор, Роско Эйтс

В бродячем цирке карлик Ганс, обрученный с лилипуткой Фридой, влюбляется в красавицу, воздушную гимнастку Клео. Ослепленный своей любовью, он не понимает, что Клео насмехается над ним. Она хорошо относится к нему только из-за щедрых подарков, которые Ганс делает ей. Вместе с борцом Геркулесом, ее любовником, она часто смеется над своим трогательным воздыхателем. Фрида рассказывает Клео, что Ганс скоро станет наследником большого состояния. Тогда Клео решает выйти замуж за Ганса, а потом отравить его. Во время свадебного обеда она начинает приводить в действие свой план, подсыпав яд. Бывшая любовница Геркулеса мешает осуществлению замысла гимнастки. В то время, как Клео разыгрывает преданную сиделку около своего мужа, Ганс приготовил свой план. Вечером он требует у Клео, чтобы она отдала ему флакончик с ядом. Цирковой караван с трудом продвигается вперед во время грозы. Фрозо, клоун, влюбленный в Венеру, мешает Геркулесу ее убить. Борца убивают лилипуты. Клео, вопя, выбегает из своего фургончика, преследуемая ими. Зазывала на ярмарке, рассказывающий эту историю о Клео зрителям, показывает им то, что с ней стало. Мы видим уродливое существо вроде монстрообразной курицы. Фрозо и Венера, Ганс и Фрида теперь живут вместе…
Даже семьдесят лет спустя после своего появления на экранах, этот фильм остается знаковым в истории кинематографа. Он перерос традиционные категории реализма и фантастики, документализма и фильма ужасов. Взяв отовсюду понемногу, фильм оказался культовым во всех жанрах. Со стороны реализма здесь присутствуют настоящие уроды и почти документальная хроника закулисной жизни цирка. С фантастической стороны здесь имеется месть уродов и хирургические операции, воскрешающие в памяти «Остров затерянных душ» (1932). С точки зрения ужасов здесь налицо манихеизм, показанный Тодом Броунингом, противопоставившим уродов, не виноватых в своей физической монстрообразности, нормальным людям, ответственным за свое моральное уродство. Аналогичная тема рассматривалась в фильме Дэвида Линча «Человек-слон» (1980). Фильм поджидал полный коммерческий провал и послужил началом заката карьеры Тода Броунинга, который после него снял всего четыре фильма из сорока, поставленных за всю свою жизнь. Интересно, что главная звезда киностудиии «MGM» Мирна Лой отказалась сниматься в картине в роли Клеопатры, поэтому пришлось пригласить русскую актрису московского театра Ольгу Бакланову, снимавшуюся еще в немых картинах. Она приехала в Америку в 1926 году в возрасте 27 лет и начала сниматься в кино. От роли Венеры отказалась еще одна звезда Джин Харлоу, а от роли Геркулеса актер Виктор Маклаглен. Электрическое оборудование на съемочной площадке было так плохо заземлено, что членов съемочной бригады часто било током. В первоначальном сценарии фильм должен был заканчиваться пением сопрано Геркулеса в новом шоу мадам Тетралини, так как его кастрировали уроды. Но после негативных тестовых просмотров сцена была вырезана. Было снято еще несколько вариантов концовки, и они до сих пор доступны в разных вариациях, но именно этот конец был утерян. Картина была запрещена в Австралии. Урод принц Рандиан (без рук и ног) имел привычку заползать в самые темные углы съемочной площадки и пугать проходящих мимо людей душераздирающим криком. В Великобритании фильм был запрещен до начала 60-х годов, став одним из самых длительно запрещенных фильмов в истории страны. Сюжетный любовный роман между лилипутами Гансом и Фридой был не очень тактичным, так как они были братом и сестрой Гарри и Дэйзи Эрлс в реальной жизни. Когда картина была изъята из проката, предприимчивый дистрибьютор Дуэйн Эспер путешествовал по США и показывал ее под названиями «Запретная любовь» и «Ошибки природы». Интересно, что для завлечения публики после этого фильма он показывал фильм о жизни лагеря нудистов (если чувствовал, что удастся избежать запрета местных властей). Ольга Родерик (бородатая леди) впоследствии очень сожалела, что снялась в этом фильме. Фильм до сих пор запрещен к показу в некоторых штатах США. Глава студии «MGM» Ирвинг Талберг был в шоке от сценария картины, хотя сам дал единственную инструкцию сценаристу Уиллису Голдбеку: «Сценарий должен быть ужасным». Когда Голдбек принес сценарий на студию и его несколько дней спустя вызвали в офис Талберга, глава студии сидел за столом с ошарашенным видом и произнес только одну фразу: «Да, это действительно ужасно!». Кажется невероятным, но карлик Анжело Росситто, сыгравший здесь Анжелено, прожил 83 года (1908-1991) и снялся почти в 90 фильмах. Когда тестовые просмотры принесли негативную реакцию, Талберг решил перемонтировать фильм, но не успевал этого сделать до мировой премьеры 28 января 1932 года в Сан-Диего, поэтому там единственный раз в истории картины она была показана в первоначальном варианте и имела огромный успех. Она шла там в прокате некоторое время с рекламным лозунгом «Ваша последняя возможность увидеть фильм в нецензурном виде!». Права на экранизацию произведения Кларенса Аарона были куплены за 8 тысяч долларов. Бюджет картины составил почти 310 тысяч долларов, а съемки заняли больше месяца. Картина подверглась широкому остракизму. И лишь в шестидесятых годах прошлого века глава Церкви Сатаны Антон Леви выкупил права на нее и выпустил в прокат в усеченной 64-минутной версии. Первоначальная полуторачасовая версия так никогда не увидела свет и была уничтожена. В 1994 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США.