Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«АЙСЕДОРА ДУНКАН, ВЕЛИЧАЙШАЯ ТАНЦОВЩИЦА В МИРЕ»
(Isadora Duncan, the Biggest Dancer in the World)

Великобритания, 1966, 65 мин., ч/б, «British Broadcasting Corporation»
Режиссер и сценарист Кен Расселл, сценарист Сьюэлл Стокс
В ролях Вивиан Пиклз, Питер Боулз, Мюррей Мелвин, Алексей Явдокимов, Алита Нойтон, Сандор Элес, Билли Дин

Айседора Дункан (1877-1927)-американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Жена поэта Сергея Есенина в 1922-24 годах. В ее честь назван кратер Дункан на Венере.
Айседора Дункан родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско в семье Джозефа Чарльза Дункана (1819-1898)-банкира, горного инженера, знатока искусств и Марии Айседоры Грей (1849-1922). Была младшим ребенком в семье. Ее старшие братья-Раймонд, Августин, а также ее сестра-Элизабет тоже занимались танцами. Вскоре после рождения Айседоры Дункан ее отец обанкротился в результате банковских махинаций, и ее родители развелись. Семья впала в крайне бедное состояние. Ее матери пришлось переехать с четырьмя детьми в соседний Окленд, где она подрабатывала швеей и давала частные уроки игры на фортепиано. Айседора вместе со своими старшими братьями и сестрой помогали матери добывать средства на жизнь тем, что обучали местных детей танцам. Айседору, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу. В 10 лет Дункан бросила школу, которую считала бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. До 1902 года выступала вместе с Лои Фуллер, которая повлияла на формирование исполнительского стиля Дункан. В 18 лет Дункан переехала в Чикаго, где стала выступать с танцевальными номерами в ночных клубах, где танцовщицу преподносили как экзотическую диковинку: она танцевала босиком в греческом хитоне, чем изрядно шокировала публику. С 1899 года выступала в Лондоне. В 1901 году вступила в группу Л. Фуллер в Париже. В апреле 1902 года после выступления Дункан в Будапеште к ней пришел первый большой публичный успех. В 1903 году Дункан вместе с семьей совершила артистическое паломничество в Грецию. Здесь Дункан инициировала строительство храма на холме Копанос для проведения танцевальных занятий. Выступления Дункан в храме сопровождал хор из десяти отобранных ею мальчиков-певцов, с которым с 1904 года она давала концерты в Вене, Мюнхене, Берлине. В 1904 году возглавила школу танца для девочек в Грюневальде (около Берлина). В конце 1904-начале 1905 годов дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве. В 1909 году открыла школу танца во Франции. В январе 1913 года Дункан вновь выехала на гастроли в Россию. Здесь у нее нашлось немало поклонников и последователей, основавших собственные студии свободного, или пластического, танца. На волне увлечения «дунканизмом» в Санкт-Петербурге в 1914 году была организована студия музыкально-пластического движения «Гептахор», просуществовавшая до начала 1930-х годов. В 1921 году нарком просвещения РСФСР Луначарский официально предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку. Дункан была переполнена радужных планов насчет жизни и творчества в новой, свободной от предрассудков и отметающей все старое стране большевиков: «Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной!». Несмотря на правительственную поддержку, в послереволюционной России Дункан столкнулась с тяжелыми бытовыми проблемами, такими как голод, отсутствие отопления. Большую часть денег для школы ей пришлось добывать самостоятельно. Самой танцовщице отвели для пребывания реквизированную квартиру балерины Александры Балашовой, в это время бывшей за границей и по чудесному стечению обстоятельств поселившейся в бывшей квартире А. Дункан. В октябре 1921 года Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным. Несмотря на разницу в 18 лет, 2 мая 1922 года они оформили официальный брак, и Дункан приняла советское гражданство. Однако, он не говорил по-английски, а она едва изъяснялась по-русски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Айседору в турах по Европе и США. Обычно, описывая этот союз, авторы отмечают его любовно-скандальную сторону, однако этих двух художников, несомненно, сближали и творческие отношения. Тем не менее, Есенин уехал в Москву в августе 1923 года, Дункан же покинула Россию навсегда в 1924-м. Их брак распался, не просуществовав даже и двух лет. В 1904 году Дункан познакомилась с театральным режиссером-модернистом Эдвардом Гордоном Крэгом, стала его любовницей и родила от него дочь. На концертах в Санкт-Петербурге (1905 год) и Москве познакомилась со Станиславским. Дункан воспитывала и своих, и удочеренных ею детей. Дочь Дердри (1906-1913) от режиссера Гордона Крэга и сын Патрик (1910-1913) от бизнесмена Париса Зингера погибли в автомобильной катастрофе. В 1914 году родила мальчика, но он скончался спустя несколько часов после рождения. Айседора удочерила шесть своих учениц, среди которых была Ирма Эрих-Гримм. Девочки стали продолжательницами традиций свободного танца и пропагандистками творчества Дункан. После отъезда Айседоры школой руководила ее приемная дочь Ирма Дункан (до 1928 года). Школа просуществовала до 1949 года. Айседора трагически погибла в Ницце, из-за попадания обмотанного вокруг шеи длинного шелкового шарфа в спицы колеса автомобиля Amilcar CGSS, на котором она совершала прогулку. Шарф буквально выдернул ее из автомобиля и сломал шею. Утверждалось, что ее последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе». Согласно другим источникам, она сказала «Я иду к любви»-подразумевая водителя, Бенуа Фалькетто, а версию со славой выдумала из соображений этического характера ее приятельница Мэри Дести, к которой были обращены эти слова. Прах Айседоры Дункан покоится в колумбарии на кладбище Пер-Лашез. Айседора Дункан вдохновлялась античным искусством, идеями У. Уитмена, Р. Вагнера, Ф. Ницше. В своих композициях она импровизировала, используя музыку Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, К. В. Глюка, П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, а также мелодии революционных песен. Танцевала босиком в легких полупрозрачных хитонах. Движения ее танца напоминали рисунки древних фресок и вазописи. Дункан пыталась вернуть танцу его изначальную естественность и красоту выражения. В основе ее творческого метода лежал принцип самовыражения свободной личности. Используя систему Ф. Дельсарта, создала собственный стиль с элементами хореографического импрессионизма. Благодаря ей свободный танец утвердился как особый вид искусства. Искусство Айседоры Дункан оказало большое влияние на развитие русского балета и помогло реформе академического танца. Дункан была не просто артисткой и танцовщицей. Ее стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Она, как и ее единомышленницы, мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Особое влияние на Дункан, как и на все ее поколение, оказал Ницше. В ответ на его философию Дункан написала книгу «Танец будущего». Как Заратустра у Ницше, люди, описанные в книге, видели себя пророками будущего. Дункан писала, что новая женщина выйдет на новый интеллектуально-физический уровень: «Если мое искусство символично, то символ этот-только один: свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». Дункан подчеркивала, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителей, импульсом для появления танца должен стать язык души. «Я бежала из Европы от искусства, тесно связанного с коммерцией. Кокетливому, грациозному, но аффектированному жесту красивой женщины я предпочитаю движение существа горбатого, но одухотворенного внутренней идеей. Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза «красота линий» сама по себе-абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели». Дункан поставила перед собой задачу по созданию «танца будущего», который должен был стать результатом «всего того развития, которое человечество имеет за собой». Главным его источником послужила античность, по известному выражению В. Светлова, Дункан явилась «Шлиманом античной хореографии». Картина снималась только для телевидения.
Фильм рассказывает историю трагической жизни Айседоры Дункан-одной из лучших танцовщиц и самых свободомыслящих женщин своего времени, в орбиту которой были вовлечены талантливейшие современники-Роден, Пикассо, Кокто, Нижинский, Дягилев, Станиславский, Сара Бернар, Анна Павлова и многие-многие другие. Полная бурных страстей судьба «божественной босоножки», покорившей поклонников передового балета в Европе и Соединенных Штатах, отважившейся завоевать «красную Россию», оставившей глубокий след в сердце ее великого поэта Сергея Есенина, посвящавшего ей стихи:
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь-зараза,
Я не знал, что любовь-чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума…
Айседора Дункан, рожденная в 1877 году в Калифорнии танцовщица-самоучка покидает игнорирующую ее новый танцевальный стиль страну Америку и едет в Европу, где среди музейных богатств Старого света находит свой эталон для подражания в древнегреческих статуях и фресках. Новое-хорошо забытое старое. А свобода нравов древних забыта еще основательнее. Айседора возрождает и это с не меньшей отвагой, чем вольность движений, поз и одеяний. Возможно, изначально она не имела намерений шокировать публику, возможно она искренне желала дарить людям красоту и свободу. Пока она была молода, полна искреннего задора и свежести, пока мир не затеял азартную, страшную, изменившую мир кровавую игру, она по счастью успела сказать свое слово. Фильм показывает Айседору, потерявшую детей и личное счастье, теряющую красоту и форму, мечущуюся в попытках найти свое место в новом послевоенном мире. Чутье ее никогда не подводило-пока есть мечта, не все потеряно. Она лелеет вечную иллюзию собственной танцевальной школы. Школой, как вечным двигателем, можно заниматься бесконечно. Святое, волшебное, спасительное слово-детство. В Париже девочки спали в шелках, в московских развалинах на голых досках-но какое это имеет значение? Воодушевления, как и бокала шампанского, это ее лишить не может. В фильме героические усилия Айседоры воспринимать без доли иронии невозможно, но героиня Вивиан Пиклз воспринимает себя величайшей в мире танца совершенно всерьез. Скандальный ореол вокруг ее особы для нее не имеет значения. Ореол-иллюзия, оптический обман по определению. Как и возраст-это лишь самогипноз. Кен Расселл снимал этот фильм почти одновременно с полнометражным фильмом «Айседора» Карла Рейша, с Ванессой Редгрейв в роли Дункан. В документальном фильме «Беседа с Кеном Расселлом»" Кен Расселл рассказывает: «Хью Уэлдону нравился наш фильм, и он знал о фильме Карла Рейша. Не знаю с какой стороны, но прилагались усилия дать премьеру его фильма раньше нашего. То есть задержать наш на пару недель. Но моя тогдашняя жена перехватила Хью Уэлдона (редактора проекта). Она сказала «Знаете, так нельзя. Наш фильм закончен раньше, он был задуман раньше, это хороший фильм, не делайте его второсортным». В общем, она его убедила. И наш фильм вышел первым. Я знал конечно о художественном фильме об Айседоре, с худой как палка актрисой Ванессой Редгрейв. Что для меня ненатурально, это фальшь. Она хорошо танцует, надо признать, но это не Айседора Дункан». Не помню точной цитаты, но кажется не менее серьезным минусом он считал не-вульгарность героини Ванессы Редгрейв. С противостоянием фильмов возможно связана и смена названия фильма Расселла? Определенно, в начале фильма нам дают его название сменой вычурных букв, складывающимися в название Айседора. Во всяком случае, материально утомительно длинное новое название нигде в фильме не фигурирует.