Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Тысячи покинутых беспризорных детей скитаются по просторам Южной Америки. В
Бразилии они роются в отбросах, попрошайничают и воруют. Их дом-улица, они озлоблены
и одиноки. Чтобы не пропасть поодиночке, они сбиваются в стаи и терроризируют
«благополучных» буржуа. Одна такая стая нашла пристанище среди песчаных дюн,
на берегу океана. В народе их называют-«генералы песчаных карьеров». Эти парни
готовы сражаться за кусок хлеба, и не позавидуешь тому, кто окажется у них на
пути-эти мальчишки опасны и жестоки. Однако и у них есть сердца, есть желание
любить и быть любимыми. Поэтому, когда беспризорники знакомятся с девушкой Дорой
и ее братом, которых родственники выгнали на улицу, «капитаны песка» дают новым
сиротам кров, еду и защиту. Добрая, отзывчивая и бесстрашная Дора быстро вливается
в мужской коллектив, заменяя одиноким мальчишкам и сестру, и мать. Вместе они
совершают немало дерзких ограблений, не подозревая, что дни их коммуны сочтены…
Было снято несколько ремейков. На Московском международном кинофестивале картина
номинировалась на Гран-при. В фильме воспроизведены основные сюжетные линии
романа Хорхе Амадо «Капитаны песка» (1937), при этом на первый план выведена
история пребывания в банде девушки Доры. Имеется и ряд отличий экранизации от
романа. Так, главные герои в фильме явно старше литературных прототипов-им не
13-15, а скорее 17-19 лет (причем актерам, игравшим роли Доры и Булита, на момент
выхода фильма было вообще 26 и 29). Вожак банды Педро Пуля (в фильме-Булит)
в романе не убивает главаря конкурирующей банды Эзекиела. Священник Жозе Педро
в фильме отрекается от своего сана, тогда как в финале книги ему дают приход
в другом городе. В финале фильма не показана и дальнейшая судьба главных героев.
В целом, финал фильма более пессимистичен: после смерти Доры вожак Педро Пуля
организует огромную демонстрацию беспризорников, которые стекаются к дворцу
губернатора с требованием: «Выслушайте нас!». Полицейские целятся в беспризорников;
раздается первый выстрел. Финал же романа проникнут оптимизмом: Педро Пуля осознает,
что его истинное призвание-бороться «за счастье людей всего мира», и вступает
в коммунистическую партию. С фильмом «Генералы песчаных карьеров» в последние
годы нередко сравнивали картину Фернанду Мейрелиша и Кати Люнд «Город Бога»
(2002), повествующую о противостоянии подростковых банд в пригородах Рио-де-Жанейро
в 1960-е годы. В США фильм в прокате не имел особого успеха. В СССР фильм был
показан в конкурсной программе Международного московского кинофестиваля. Неожиданный
для участия в фестивале фильм кинокомпании с сомнительной репутацией, специализирующейся
на малобюджетных фильмах для молодой аудитории, American International попал
в программу из-за бойкота, объявленного кинофестивалю Американской ассоциацией
киноэкспортеров. Он был объявлен после того, как «Космическая одиссея 2001 года»
Стэнли Кубрика в 1969 году проиграла на фестивале фильму «Серафино» с Адриано
Челентано.
В широкий прокат в СССР фильм вышел в 1973 году и его посмотрели 43 млн. человек,
причем по результатам года «Комсомольская правда» назвала его лучшим иностранным
фильмом. В странах бывшего СССР имеет статус культового кино. Популярность в
СССР завоевала музыка из кинофильма, в том числе песня Доривала Каимми «Марш
рыбаков», русская версия которой стала хитом 1974 года. Песню исполняли квартет
«Аккорд» и ансамбль «Aргонавты» и группа «Несчастный случай».